Advertisement
В игре История разработки
« Стоит помнить, что возле аномалий зачастую либо крайне горячо, либо воздух полон ядовитых газов, либо же просто высокий радиационный фон. Пси-пробой, пожалуй, упоминать не буду. Всё зависит от самих аномалий — «жарка» ли это, «газировка», «электра» или, не приведи судьба, что-то из гравитационных... Бывают ещё и подвижные аномалии, но о них разговор особый. »

Аномалии — относительно небольшие образования неизвестной природы, существующие в виде областей в пространстве с изменёнными законами физики или мутировавшей растительности. Наносят физический и/или химический урон попавшим в них объектам, но также существуют аномалии, не имеющие прямого отрицательного воздействия.

Типы

Существует два типа аномалий по признаку мобильности:

  • Статичные - подавляющее большинство;
  • Подвижные - например, «Тесла», которая перемещается строго по замкнутой траектории[1]. Частным случаем подвижных аномалий можно считать «Электру», которая, изредка, может перемещаться[2], например, в подземельях НИИ «Агропром».

Помимо аномалий, наносящих физический или ментальный урон, существует и условно безвредные аномалии, например, «Телепорт» и «Пространственный пузырь», оба из которых перемещают человека в пространстве без вреда для здоровья. Так же к условно безвредным можно отнести аномалию «Лифт», которая представляет из себя локальную область с нулевой гравитацией.
Количество и мощность аномалий постепенно растёт с юга на север Зоны: на Кордоне аномалий гораздо меньше, чем, например, на Радаре.

« ... На Кордоне мы сейчас. За армейским блокпостом - внешний мир, а дальше уже Зона. Тут ещё мало что о ней напоминает: аномалий мало, артефактов почти никаких, монстров и то редко встретишь... »
Волк о Кордоне

Так же на количество аномалий могут влиять сильные Выбросы - этот момент был одним из важнейших в сюжете «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо». Так, аномалии исчезли на подступах к Лиманску, за который вели борьбу группировки.

« Выброс ослабил аномальную активность на Болотах и сюда набежало столько бандитов и прочего дерьма, что, глядишь, завтра с утра их лагерь будет уже прямо у нас под носом. »
Лебедев о текущей ситуации на Болотах
« А сейчас вон всем новостям новость образовалась: говорят, открылись проходы к неизвестным участкам! Там ведь все эти годы нога человеческая не ступала, а теперь аномальная активность снизилась, так что пробраться можно. Представляешь, что это значит? Новые места - значит, новый хабар, может, вообще никем ещё не виданный! И всё к старому Сидоровичу потечёт. Будет мне копеечка на старость... »
— Из разговора с Сидоровичем во время событий «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»

Время от времени в Зоне появляются новые аномалии - так, во время событий «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» сталкеры впервые столкнулись с аномалией Пространственный пузырь.

Аномалии также делятся по расположению в пространстве:

  • Наземные — наиболее распространённый тип, такие располагаются на уровне земли или чуть выше (гравитационные аномалии);
  • Воздушные — менее распространённый тип, располагаются заметно выше над уровнем земли (zone_emi, телепорт);
  • Опорные — наименее распространённый тип, располагаются на вертикальных поверхностях, используя их в качестве опоры («жгучий пух»).

Артефакты

Основная статья - Артефакты

Большинство аномалий способны порождать артефакты. Механизм этого явления не известен, но чаще всего это результат взаимодействия аномалии с различными объектами, например, останки попавших в аномалию животных и растений, металлические обломки и др. Определённого типа аномалии порождают опредлённые артефакты с характерными свойствами.
В сетевой игре из артефакт можно преобразовать в родительскую аномалию, активировав его специальной комбинацией нажатий на поверхности.

Обнаружение

« Осторожней! Ты рядом с аномалиями. Используй болты, чтобы определить их границы. »
— Наставления Сидоровича Меченому

Некоторые аномалии можно обнаружить визуально: «жгучий пух», «холодец», «электра» хорошо видны в любое время суток. Гравитационные аномалии можно опознать по дрожанию воздуха, летающим вокруг листьям или мусору. У многих аномалий есть так называемые «постэффекты» - в непосредственной близости от аномалии, наблюдаются нарушения зрения: колоризация изображения, изменение его яркости, рябь, шум.
Помимо визуальных признаков, многие аномалии издают характерные звуки, ориентироваться в которых можно только практическим путём. Звуки аномалии издают не только в состоянии покоя, но и при попадании в зону действия инородных тел, причём звуки в последнем случае гораздо громче и могут быть слышны на большом расстоянии.
Самый простой и эффективный способ обнаружить аномалию и обозначить её границы — бросание болтов. Существуют и разного рода детекторы, которые сообщают о наличии аномалий звуковым сигналом или показывают их точное расположение на своём экране.

Защита

Есть 3 способа защиты:

  • различного рода броня, которая также может быть с повышенной защитой от физико-химического воздействия;
  • применения специальных медицинских препаратов, либо временно защищающих от воздействия («пси-блокада», радиопротектор), либо постепенно или мгновенно уменьшающих его (противорадиационные препараты).
  • использование артефактов с необходимыми положительными свойствами.

Интересные факты

  • Аномалии реагируют на болты, которые являются основным средством их обнаружения. При этом некоторые аномалии можно «разрядить» броском болта («жарка», «трамплин», «электра»), а другие («воронка», «карусель») реагируют только на крупные объекты. При этом аномалии никак не реагируют на пролетающие сквозь них пули и снаряды, выпущенные из орудий (и это справедливо даже для тех случаев, когда речь идёт о снаряде гранатомёта РПГ-7, в несколько десятков раз превосходящего болт и по массе, и по габаритам), однако, на брошенные ручные гранаты они, наоборот, реагируют как положено.
  • Мины и костёр в играх прописаны как аномалии.
  • Самыми опасными можно считать гравитационные аномалии: если игрок угодил в аномалию электрической, химической, термической, органической природы, он может из неё успеть выйти до разрядки, а из гравитационной — нет (в лучшем случае это получится, если не успеть войти далеко и быстро среагировать). Также эти аномалии невозможно «разрядить» болтами и проскочить, пока они «заряжаются».
  • В ТЧ и ЧН аномалии могут быть разбросаны по всей локации, однако в ЗП аномалии находятся только в определённых местах, многие из которых отмечены на карте (исключение составляют радиация и «жгучий пух»).
  • Аномалии существуют и в воздухе на любой высоте — там они гораздо сильнее, что однако не создаёт преград для летающих на большой высоте летательных аппаратов. Так, в ЗП можно обнаружить остатки БПЛА, рискнувшего спуститься ниже положенной для разведки высоты и попавшего в воздушную аномалию.
  • Если в аномалии погибает бандит, то можно услышать, как он кричит в предсмертной агонии. Как ни странно, члены других группировок погибают в аномалиях «молча».
  • Некоторые сталкеры могут говорить и травить анекдоты про аномалии, которые в ТЧ так и не вошли или были изменены. Дело в том, что некоторые фразы и диалоги были записаны в то время, когда данные аномалии ещё присутствовали или обладали другими свойствами.
  • Несмотря на то, что по сюжету аномалии должны менять своё местоположение после каждого выброса - они всегда остаются на своих местах, вне зависимости от того, столько выбросов прошло с момента начала игры что чётко видно при использовании детектора "Сварог".
  • В дизайнерских документах «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» несколько раз упоминается[источник 1][источник 2] fireball_psy или же Пси-фаербол, исходя из названия которой можно предположить, что это была бы родственная «Комете» аномалия с Пси-уроном.
  • Во время событий «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» Профессор Герман разрабатывал теорию корреляции Выбросов и появления артефактов в аномалии для точного прогнозирования следующего Выброса. Для этого Дегтярёв расставлял сканеры возле скоплений аномалий, которые собирали обширную статистику.
  • Согласно сталкерским байкам, артефакт «Компас», при наличии определённых навыков обращения, способен выводить человека из аномальных скоплений любой плотности.
  • Согласно другим байкам, некоторые люди могут чувствовать аномалии без каких-либо детекторов - такими людьми интересовался Чехов.
« ... Вот, например, одно из направлений, по которому мы собираем информацию, - сталкеры, которые интуитивно чувствуют проявления Зоны. Некоторые никогда не носят с собой приборов и оружия: вроде как оружие и электроника раздражают Зону и она начинает натравливать монстров и подсовывать аномалии на дороге. А человеку достаточно собственных способностей, чтобы уверенно себя здесь чувствовать. Почти каждого Зона покорёжила так или иначе, но они выжили и приобрели некие способности. Кто знает, как путь среди смертельных аномалий найти, кто из самой непролазной чащи без компаса выбраться может, а кого твари стороной обходят. Я слышал, один такой на Агропроме поселился. »
— Чехов
  • Одной из причин провала операции «Фарватер» явились устаревшие после Выброса карты аномальной активности.
  • Один из идеологических конфликтов между группировками «Долг» и «Свобода» заключается в том, что первые стараются уничтожить Зону, а вторые изучить и в аномалиях видят потенциальный научный прорыв.
« Я считаю, Зона - невероятный шанс для науки, для всего человечества. В течение стольких лет она поставляет артефакты, совершенно фантастические материалы для исследований, и их становится всё больше. А аномалии? Такие возможности для экспериментов невозможно создать ни в одной лаборатории! Я уверен: ещё несколько лет, и благодаря исследованиям Зоны произойдет качественный скачок в науке, во многих отраслях хозяйственной деятельности человечества. Это ощутит даже тот, кто не умеет как следует пользоваться мобильником. »
— Из разговоров с рядовыми Свободовцами

Галерея

Примечания

Общие
  1. В дизайн-документах отменённого «S.T.A.L.K.E.R. 2» планировалось, что подобные аномалии станут реагировать на близко расположенные живые существа, меняя свою траекторию в сторону последних.
  2. Технически, имеется N аномалий, таймеры включения которых настроены таким образом, что в момент, когда выключается первая аномалия, активируется вторая и так далее по кругу.
Источники
  1. scenario\Materials\Anomaly names.xlsx
  2. Anomalies vs outfits.xlsm, страница "Anomalies"
Геймплейные элементы серии S.T.A.L.K.E.R.
ПонятияВозможность установки аддонов • Setup cs.png Война группировок (Ресурсы) • Волна мутантов • Износ • Ранги и звания • Репутация • Сложность • Setup shoc.png Сны • Cut.pngSetup shoc.pngSetup cop.png Сон • Сталкерство • Хабар
Окружение
Материальное

NPC (Setup cs.pngSetup cop.png Медики • Setup cs.pngSetup cop.png Проводники) • Аномалии • Артефакты • Бочки • Группировки • Деньги • Setup cs.pngSetup cop.png Детекторы • Контейнеры (Личные ящики • Setup shoc.pngSetup cs.png Тайники • Setup shoc.pngSetup cs.png Ящики лагерей) • Костёр • КПК • Локации • Мины • Мутанты • Оружие • Пси-поле • Радиация • Setup shoc.pngSetup cs.png Сталкерская могила • Setup cop.png Тайники • Трупы • Флешки • Ящики и кейсы

Прочее
Зона • Зоны убирания оружия • Саундтрек (ТЧ • ЧН • ЗП) • Смена дня/ночи, погода
СобытияSetup cs.png Война группировок • Волна мутантов • Выброс
Параметры персонажаВес • Выносливость • Setup shoc.pngSetup cop.png Голод • Защита • Здоровье • Кровотечение • Бессмертие
Взаимодействие с NPCОбщение с NPC • Мародёрство (Setup shoc.pngSetup cs.png Переноска трупов) • Ремонт и модификация вещей • Setup cs.pngSetup cop.png Рэкет • Setup cs.png Покупка тайников • Торговля
UI и HUDИнвентарь • КПК (Setup cop.png Достижения • Setup shoc.png Дневник Меченого • Карта Зоны • Setup shoc.png Лучшая 20-ка сталкеров • Setup shoc.png Обучение • Статистика • Setup shoc.png Энциклопедия (Setup shoc.png Местный фольклор) • Мини-карта • Setup cop.png Ячейки быстрого доступа • Setup cop.png 100 советов по выживанию в Зоне
Сетевая играАртефакт сетевой игры • Setup cop.png Достижения сетевой игры • Ранги и звания
Режимы игры
Все против всех • Команда против команды • Setup cop.png Захват артефакта • Охота за артефактом
Advertisement