« Не буду скрывать, что здесь Ваши коллеги-сталкеры время от времени предлагают нам весьма интересные аномальные образования — артефакты, как вы их называете. Эти места из-за своей... скажем, неопределённости контроля над ними, — нечто вроде оживлённой контрабандной тропы. »
Эколог из группы Круглова

«Медуза» — один из самых распространённых и дешёвых артефактов в Зоне

Артефакт — предмет не до конца понятной физической природы, образующийся в аномалиях. Интересен первым делом тем, что по-разному влияет на носителя: влияние может быть как благотворное, так и вредоносное.

Продажа артефактов теоретически является главным источником дохода сталкеров, большинство из которых прибыли в Зону именно за этим. В изучении свойств артефактов весьма заинтересованы учёные.

Происхождение[править | править код]

Единого мнения о том, как именно образуются артефакты, среди учёных нет. Эмпирические наблюдения показывают, что артефакты образуются из останков живых существ и растений, а также неорганических материалов, попавших в аномалию. Эти и другие останки подвергаются разного рода воздействиям, которые и создают артефакт. До сих пор не ясно, являются ли они своеобразными «отходами» аномалий или же, наоборот, «плодами».

Сталкерские легенды поддерживают версию о том, что артефакты — это останки попавших в аномалию существ. От этого произошли названия таких артефактов, как «Кровь камня», «Ломоть мяса», «Душа».

Поиск[править | править код]

В ТЧ процесс поиска предельно прост: артефакты в основном находятся рядом с аномалиями и, в большинстве случаев, видны невооружённым глазом. Более того, многие из них ярко светятся и подпрыгивают. Начиная с ЧН (та же механика присутствует в ЗП), процесс поиска артефактов был изменён: теперь для их обнаружения требуется специальное устройство — детектор. Когда сталкер со включённым детектором подходит достаточно близко к артефакту, тот становится видимым и его становится возможным подобрать. Ко всему прочему, артефакты находятся непосредственно в аномалиях, что делает их поиск более опасным.

Свойства и применение[править | править код]

Каждый артефакт, при экипировке его на поясе, имеет воздействие на владельца, и чем реже артефакт, тем он дороже и тем сильнее его свойства. Обычно, это комбинация отрицательных и положительных свойств (например, «Огненный шар»), но встречаются и артефакты не наносящие вреда, к примеру, «Мамины бусы» в ТЧ, «Компас» в ЧН, «Выверт» в ЗП. Есть также исключительно вредные артефакты «Изменённый штурвал» и «Изменённый изолятор» в ЗП. Кроме того, в ЧН присутствует квестовый артефакт «Аленький цветочек», особенностью которого является отсутствие каких-либо воздействий на Шрама.

Чтобы начать использоать артефакт, его нужно повесить на пояс. В ТЧ слотов на поясе пять, игрок может свободно размещать в них любые артефакты, даже если на нём нет брони. В ЧН и ЗП этот аспект подвергся изменению. Игрок не может просто носить артефакты на себе, для этого требуется костюм, имеющий соответствующие слоты. Каждый вид брони имеет изначально заданное количество таких слотов (до двух), которое может быть увеличено у техников не более, чем до пяти. Альтернативно, продажа артефактов является эффективным способом заработка.

Генерация[править | править код]

«Тень Чернобыля»[править | править код]

В аномалиях[править | править код]

В ТЧ артефакты не респаунятся. Несмотря на то, что в конфигурационных файлах каждой аномалии соответствующие параметры заполнены, в игре они не используются, и, как следствие, все артефакты, что игрок может найти на земле, появляются в игровом мире в начале игры.

Тем не менее, нередко игрок может найти артефакты в тех местах, которые он уже проверял. Как правило, это связано с несколькими факторами:

  • Артефакты электрической природы не видно днём, и их нельзя подобрать, но, так или иначе, они существуют. Они становятся видимыми в полночь по игровому времени. Если игрок посещает какое-то место днём, но ничего подобного не находит, то в повторное ночное посещение он сможет найти «Бенгальский огонь», «Вспышку» или «Лунный свет».
  • Нередко артефакты могут проваливаться под карту либо улетать далеко за её пределы вследствие воздействия гравитационных аномалий (это часто случается с «Ломтями мяса» и «Душами» за кладбищем техники). При перезагрузке локации их позиция будет сбрасываться и они снова будут появляться там, откуда их выбросило.
  • Как и трупы, артефакты, соприкасающиеся с неровными поверхностями, могут не отображаться игровым движком, становясь невидимыми (как, например, «Огненный шар» в тайнике Стрелка). Несмотря на это, они всё ещё будут светиться и выделять частицы, выдавая своё присутствие.

У NPC[править | править код]

Разнообразные артефакты можно найти в рюкзаках погибших NPC. Ассортимент генерируемых игрой в момент смерти NPC артефактов заметно разнится в зависимости от локации: если на Кордоне из рюкзака трупа можно достать только «Медузу», «Выверт» и «Кровь камня», то начиная с Дикой территории у убитого сталкера может заспауниться абсолютно любой из числа возможных для спауна артефакт.

Список доступных для спауна артефактов постепенно расширяется с переходом на следующие локации и достигает своего апогея, как уже было сказано, на Дикой территории, сохраняя свой полный ассортимент вплоть до ЧАЭС-2, однако в игре присутствуют три локации с полностью отключённым спавном артефактов у трупов. Эти локации: X18, Бар и X10.

Шансы спауна артефактов строго фиксированы и формально составляют 1.5% для артефактов стоимостью в 1000 RU и 1% в 2500 RU соответственно. Артефакты стоимостью в 5000 RU имеют шанс спавна в 0.5% и должны появляться у NPC на Радаре, Припяти и окрестностях ЧАЭС. Однако, из-за ошибки игрового кода, округляющей любую нецелую вероятность до ближайшего целого процента в меньшую сторону, реальные шансы спавна для артефактов ценой в 1000 RU иные, и фактически составляют 1%. Артефакты стоимостью 5000 RU же никогда и ни при каких обстоятельствах не спавнятся у мёртвых NPC по той причине, что шанс в 0.5% округляется до нуля.

Ранг и группировка убитого, никак не влияет на шанс появления артефакта, за исключением военнослужащих, зомбированных и сталкеров группировки «Монолит» любого ранга. У этих сталкеров спавн артефактов полностью отключён.

Ящики[править | править код]

Спавн артефактов в ящиках концептуально схож со спавном артефактов в трупах, но имеется два отличия. Во-первых, в игре нет локаций, на которых полностью отключён спавн артефактов из ящиков, и в обеих лабораториях и Баре спавн проходит абсолютно нормально (к тому же, максимальный ассортимент артефактов доступен именно начиная с Бара). Во-вторых, имеется шесть артефактов, которые из ящиков никогда не могут выпасть в принципе: «Батарейка (Пустышка)», «Батарейка», «Мамины бусы», «Колобок», «Плёнка» и «Пружина».

Шанс спавна также строго фиксирован, зависит от конкретного ящика, просчитывается в момент его разрушения и формально составляет 3% для артефактов стоимостью в 1000 RU, 1.8% - 1.2% для 2500 RU и 1.2% - 0.9% для 5000 RU соответственно. Стоит отметить, что всё та же ошибка игрового кода ломает логику ящиков с вероятностью выпадения редкого артефакта в 0.9%, превращая её в 0% и фактически запрещая спавн дорогих артефактов в некоторых ящиках. Соответственно, шанс спауна артефактов ценой в 5000 RU, находящихся в ящиках с вероятностью в 1.2%, и всех артефактов ценой в 2500 RU, фактически также округляется до 1%.

Стоит добавить, что в игре существует несколько ящиков с отдельно предусмотренными разработчиком и выпадающими со 100% вероятностью артефактами или другими предметами. Перезагрузками изменить их содержимое нельзя.

Тайники[править | править код]

В отличие от трупов NPC и ящиков, содержимое тайников строго фиксировано и становится доступным сразу же после получения информации о тайнике.

Setup shoc.png 1.0001 Практически все наводки на тайники в игре можно получить повторно, и, соответственно, содержимое их также является возобновляемым. Тот факт, что любой артефакт в игре можно обнаружить в том или ином тайнике, делает все артефакты «Тени Чернобыля» версии 1.0001 полностью возобновляемыми и теоретически бесконечными, за одним исключением. Единственным ограниченно возобновляемым артефактом в игре является Ночная звезда, лежащая лишь в одном тайнике, возможность получения наводки на который безвозвратно теряется с момента завершения квеста в X18.

Полный список всех тайников и их содержимого доступен здесь.

Награда за квест[править | править код]

Артефакты также встречаются как гарантированная награда за выполнение того или иного квеста, который может быть как возобновляемым, так и нет. Список артефактов, которые можно получить как награду:

Возобновляемые квесты
Уникальные квесты

«Чистое Небо»[править | править код]

Любой взятый игроком артефакт заменится новым через 4 часа 48 минут реального времени (двое игровых суток, соответственно), однако учитывается при этом только время, проведённое в пределах той же локации. Таким образом, если после взятия артефакта игрок проведёт на Болотах ещё 4 часа, а затем уйдёт на Кордон, то сколько бы времени он ни провёл на других локациях, игроку будет необходимо провести ещё 48 минут на Болотах для того, чтобы появился новый артефакт.

«Зов Припяти»[править | править код]

Появление артефактов напрямую связано с выбросами.

Классификация и показатели характеристик[править | править код]

«Тень Чернобыля»[править | править код]

Положительные и отрицательные эффекты Распространённые
(1000 RU)
Средней редкости
(2500 RU)
Редкие
(5000 RU)

Бенгальский огонь(ico).png
«Бенгальский огонь»

Вспышка(ico).png
«Вспышка»
Лунный свет(ico).png
«Лунный свет»

Выносливость оранжевая.png Выносливость

+36 +73 +109

Электрошок Электрошок

−10 %

Кровь камня(ico).png
«Кровь камня»

Ломоть мяса(ico).png
«Ломоть мяса»
Душа(ico).png
«Душа»

Здоровье оранжевое.png Здоровье

+200 % +400 % +600 %

Удар Удар
Разрыв Разрыв
Пулестойкость Пулестойкость

−10 %

Слизь(ico).png
«Слизь»

Слизняк(ico).png
«Слизняк»
Слюда(ico).png
«Слюда»

Кровотечение оранжевое.png Кровотечение

+133 % +267 % +400 %

Ожог Ожог
Химический ожог Химический ожог

−10 %

Медуза(ico).png
«Медуза»

Каменный цветок(ico).png
«Каменный цветок»
Ночная звезда(ico).png
«Ночная звезда»

Пулестойкость Пулестойкость

+2 % +3 % +5 %

Радиация оранжевая.png Радиация

+0 (+5 %)

Мамины бусы(ico).png
«Мамины бусы»

Пулестойкость Пулестойкость

+5 %

Выверт(ico).png
«Выверт»

Арт Грави иконка ТЧ.png
«Грави»
Золотая рыбка(ico).png
«Золотая рыбка»

Разрыв Разрыв

+2 % +3 % +5 %

Радиация оранжевая.png Радиация

+0 (+5 %)

Колобок(ico).png
«Колобок»

Разрыв Разрыв

+5 %

Колючка(ico).png
«Колючка»

Кристальная колючка(ico).png
«Кристальная колючка»
Морской ёж(ico).png
«Морской ёж»

ТЧ Иконка Защита Радиация.png Радиация

−0 (−10 %) −0 (−20 %) −0 (−30 %)

Кровотечение оранжевое.png Кровотечение

+100 %

Капли(ico).png
«Капли»

Огненный шар(ico).png
«Огненный шар»
Кристалл(ico).png
«Кристалл»

ТЧ Иконка Защита Радиация.png Радиация

−0 (−10 %) −0 (−20 %) −0 (−30 %)

Выносливость оранжевая.png Выносливость

−18

Пустышка(ico).png
«Пустышка»

Ожог Ожог

+30 %

Плёнка(ico).png
«Плёнка»

Химический ожог Химический ожог

+30 %

Пружина(ico).png
«Пружина»

Удар Удар

+30 %

Батарейка(ico).png
«Батарейка»

Электрошок Электрошок

+30 %

«Чистое Небо» и «Зов Припяти»[править | править код]

Основные артефакты
Положительные и отрицательные эффекты Распространённые Средней редкости Редкие Очень редкие
Батарейка(ico) cop.png
«Батарейка» Иконка Медведя.png
Пустышка(ico) cop.png
«Пустышка» Иконка Велеса.png
Снежинка(ico).png
«Снежинка» Иконка Велеса.png

Выносливость оранжевая.png Выносливость / Восстановление сил Восст. сил

+2 +4 +6

Радиация оранжевая.png / ЗП Радиация красная.png Радиация

+2 (ЧН)
+1 (ЗП)
+3 (ЧН)
+2 (ЗП)
+3

Стоимость

6000 RU 12 000 RU 18 000 RU
Душа(ico) cop.png
«Душа» Иконка Медведя.png
Колобок(ico) cop.png
«Колобок» Иконка Медведя.png
Светляк(ico).png
«Светляк» Иконка Велеса.png
Здоровье оранжевое.png Здоровье / Восстановление здоровья Восст. здоровья +2 +4 +6
Радиация оранжевая.png / ЗП Радиация красная.png Радиация +2 +2 +3

Стоимость

6000 RU 12 000 RU 18 000 RU

Мамины бусы(ico) cop.png
«Мамины бусы» Иконка Медведя.png

Глаз(ico).png
«Глаз» Иконка Велеса.png
Пламя(ico).png
«Пламя» Иконка Велеса.png

Кровотечение оранжевое.png Кровотечение / Заживление ран Заживление ран

+20 (ЧН)
+2 (ЗП)
+40 (ЧН)
+4 (ЗП)
+60 (ЧН)
+6 (ЗП)

+2 (ЧН)
+1 (ЗП)
+2 +3

Стоимость

6000 RU 12 000 RU 18 000 RU

Ночная звезда(ico) cop.png
«Ночная звезда» Иконка Медведя.png

Af gravi icon cop.png
«Грави» Иконка Велеса.png
Золотая рыбка(ico) cop.png
«Золотая рыбка» Иконка Велеса.png

Максимальный вес / Максимальный вес Максимальный вес

+10 кг (ЧН)
+4 кг (ЗП)

+20 кг (ЧН)
+8 кг (ЗП)
+30 кг (ЧН)
+12 кг (ЗП)

+2 (ЧН)
+1 (ЗП)
+3 (ЧН)
+2 (ЗП)
+3

Стоимость

6000 RU 12 000 RU 18 000 RU
Медуза(ico).png
«Медуза» Иконка Отклика.png
Выверт(ico) cop.png
«Выверт» Иконка Медведя.png
Пузырь(ico).png
«Пузырь» Иконка Велеса.png

ТЧ Иконка Защита Радиация.png / CoP RadGood.PNG Радиация

−2 −3 −6 (ЧН)
−4 (ЗП)
Стоимость 4000 RU 8000 RU 12 000 RU

Каменный цветок(ico) cop.png
«Каменный цветок» Иконка Отклика.png

Лунный свет(ico) cop.png
«Лунный свет» Иконка Медведя.png

Телепатия Телепатия / Пси-защита Пси-защита

+1 (ЧН)
+3 (ЗП)

+3 (ЧН)
+6 (ЗП)

+1 +2

Стоимость

3000 RU 6000 RU

Кристалл(ico) cop.png
«Кристалл» Иконка Отклика.png

Огненный шар(ico) cop.png
«Огненный шар» Иконка Отклика.png
Ожог Ожог / Термозащита Термозащита +1 (ЧН)
+3 (ЗП)
+3 (ЧН)
+6 (ЗП)
Радиация оранжевая.png / ЗП Радиация красная.png Радиация +1 +2

Стоимость

2000 RU 4000 RU
Кровь камня(ico) cop.png
«Кровь камня» Иконка Отклика.png
Ломоть мяса(ico) cop.png
«Ломоть мяса» Иконка Отклика.png
Химический ожог Химический ожог / Химзащита Химзащита +1 (ЧН)
+3 (ЗП)
+3 (ЧН)
+6 (ЗП)

+1 +1 (ЧН)
+2 (ЗП)

Стоимость

2000 RU 4000 RU
Бенгальский огонь(ico) cop.png
«Бенгальский огонь» Иконка Отклика.png
Вспышка(ico) cop.png
«Вспышка» Иконка Отклика.png

Электрошок Электрошок / Электрозащита Электрозащита

+1 (ЧН)
+3 (ЗП)
+3 (ЧН)
+6 (ЗП)

+1 +1 (ЧН)
+2 (ЗП)

Стоимость

2000 RU 4000 RU
Прочие артефакты
Особые

Компас(ico).png
«Компас» Иконка Отклика.png

Сердце Оазиса(ico).png
«Сердце Оазиса» Иконка Сварога.png
Положительные эффекты

Выносливость оранжевая.png Выносливость / Восстановление сил Восстановление сил:
+6 (ЧН)
+2 (ЗП)
Пси-защита Пси-защита
Термозащита Термозащита
Химзащита Химзащита
Электрозащита Электрозащита:
+3 (ЗП)

Восстановление сил Восстановление сил
Восстановление здоровья Восстановление здоровья
Заживление ран Заживление ран:
+2
Насыщение Насыщение:
+1
Отрицательные эффекты

Отсутствует (ЧН)
ЗП Радиация красная.png Радиация: +4 (ЗП)

ЗП Радиация красная.png Радиация: +4
Квестовые

Вспышка(ico) cop.png
«Аленький цветочек»

Изменённый штурвал(ico).png
Изменённый штурвал Иконка Отклика.png
Измененный изолятор(ico).png
Изменённый изолятор Иконка Отклика.png

Отрицательные эффекты

Отсутствует ЗП Радиация красная.png Радиация: +6

Общие[править | править код]

  • Впервые появились в сборке 1265.
  • Каждый артефакт во всех играх серии весит 0,5 килограмм.

«Тень Чернобыля»[править | править код]

«Чистое Небо»[править | править код]

  • В ЧН артефакт продолжает быть видимым несколько секунд после того, как детектор убран.

«Зов Припяти»[править | править код]

  • В ЗП существуют так называемые «бродячие артефакты», которые находятся на значительном отдалении (иногда до 900 метров) от скоплений аномалий. Так, например, в аномалии «электра» можно найти артефакт «Медуза». Это вскользь упоминается в разговорах с одиночками:
« Иногда не обязательно в аномалии лезть, чтобы артефакт найти! Мне историю рассказывали, как артефакт посреди чистого поля нашли. У одного сталкера детектор барахлил, он и решил аккумуляторы сменить. Сменил... и тут детектор вдруг срабатывает и мужику чуть ли не в руки вылетает артефакт! Прикинь, как повезло? Зона — она такая: бывает, накажет, а бывает, что и одарит. »
« От бывалых сталкеров слышал, что иногда артефакты вне аномалий передвигаются. Вот начнёт пикать детектор, ты его только достанешь — уже и нет ничего. «Что такое?» — думаешь, а это бродячий артефакт мимо прошёл. Что обидно, гнаться за ним бесполезно: Зона сама решает, кого таким чудом наградить. »

Активация артефакта[править | править код]

Данная возможность была вырезана в ходе разработки одиночной игры, однако осталась в сетевой, в режиме «Охота за артефактом». После активации игрок бросает артефакт на землю, где через несколько секунд появляется аномалия.

  1. Стоит отметить, что сугубо технически артефакт является не наградой за завершение задания, а лишь выдаваемым в диалоге предметом, который может быть получен в любое время после уничтожения бандитов, даже после сдачи задания Сидоровичу.