« Редкий мутант, встречающийся близко к центру Зоны. Внешне напоминает гуманоида с непропорционально увеличенной головой. Обладает развитым восприятием, а также способностью контролировать поведение менее развитых живых существ.
Матёрые особи способны брать под контроль даже людей. Это опасный противник, встречи с которым боятся даже самые опытные сталкеры.
»
Энциклопедия
« Контролёр воюет против тебя мозгами. Не в смысле, что думает, а в смысле телепат он. Ты, когда на него охотишься, почаще используй укрытия. Контролер должен тебя видеть обязательно, а иначе у него воздействовать не получится. И еще: Бегать он совсем не умеет. Так что, если совсем припрет, попробуй угостить его гранатой. »
Зверобой

Контролёр — один из самых опасных мутантов, встречающихся в Зоне. Результат генетических экспериментов, проводимых учёными по программе развития в человеке телепатических способностей. Он обладает высокими телепатическими способностями — поражения мозга жертвы практически всегда необратимы. Старается перемещаться так, чтобы постоянно держать врага в поле зрения.

Эффект атаки[править | править код]

Контролёр атакует направленными пси-ударами, благодаря чему наносит сильные повреждения мозгу жертвы, тем самым «убивая» рассудок. Также после длительного воздействия противник становится зомбированным. Способен дезориентировать жертву и не давать ей сосредоточиться. Присутствие контролёра показывается синим экраном, что схоже с иллюзиями, также появляется звон в ушах и легкое раскачивание, что намекает на психотронное давление. Так как попасть в голову контролёру, находясь под его влиянием, практически невозможно, то стоит стрелять туда, куда проще попасть — живот. Также возможно успешно атаковать монстра гранатометом, но лучше всего снять контролёра с дальней дистанции, пока он вас не засек, в тесных помещениях лучше всего спрятаться за углом и забросать мутанта гранатами. Можно также подойти поближе и с близкого расстояния стрелять или бить ножом.

Описание[править | править код]

Издалека похож на человека, из которого, собственно, и мутировал, внешние различия только в форме головы и строении кистей и ступней. Голова контролёра непропорционально большая, глаза чёрные, выпученные, лоб гипертрофирован, а на висках заметны пульсирующие язвы-волдыри. Очень осторожен. Контролёр разумен, но разум его отличается от человеческого, кроме того, мутант неспособен к человеческой речи физически, однако телепатически может разговаривать (контролёр из «опасной пещеры»).

Сильные стороны[править | править код]

Текстура пси-атаки в ЗП

  • Высокая живучесть.
  • Эффективные пси-атаки.
  • После пси-атаки ГГ некоторое время не может использовать оружие.
  • На высоких уровнях сложности пси-излучение вокруг него наносит серьёзный урон.
  • Пси-атака дезориентирует ГГ в пространстве (ЗП).
  • В рукопашной атаке наносит урон выносливости (ЗП).
  • Один из умнейших мутантов в Зоне.

Слабые стороны[править | править код]

  • В ТЧ контролёр не может бить руками (поэтому его легко можно убить ножом, не тратя патроны), и пси-излучение вокруг него ослаблено.
  • При потере визуального контакта с целью не может использовать пси-способности. Однако, в ТЧ на уровне сложности "Мастер" сильно воздействует пси-атакой на ГГ, находящегося в укрытии за стеной, и убивает еще до подхода к ГГ, не давая возможности убить его очередью из автомата вплотную, как например на уровне сложности "Новичок" (на выходе из подземелье «Агропрома»).
  • Довольно медлителен.
  • Невозможность проведения пси-атаки на небольших расстояниях.
  • Уязвимость к взрывам (ТЧ)[1].
  • Для существа с развитыми пси-способностями обладает на удивление ограниченным радиусом обзора, может не заметить игрока днём при свете солнца с десяти шагов, если тот не будет находиться непосредственно перед мутантом. Возможно, связано с тем, что контролёры — подземные существа.

Общие сведения[править | править код]

Контролёры появились в результате экспериментов, проводившихся в Зоне учеными О-Сознания в лаборатории X16. После первого Выброса лаборатория X16 была повреждена, а подопытные из нее оказались предоставлены сами себе. Внешне контролёр напоминает человека плотного телосложения с непропорционально большой головой, на голове жалкие остатки волос, глубоко посаженные, выпученные глаза, по обе стороны головы пульсирующие язвы, торс обмотан лохмотьями или бинтами, одет в старое тряпье или штаны/джинсы. Особенность контролёра — воздействие на разум своей жертвы, подчиняя её своей воле — при встрече со сталкером или другим, более слабым мутантом, за счет способностей развитого и мутировавшего мозга пытается взять жертву под контроль. Пси-удар контролёра наносит значительные психические повреждения, теряется контроль над своими действиями, сопровождается неимоверной головной болью и возникает чувство, что конечности наполнены свинцом, отходить от встречи с ним приходится не один час. Контролёр передвигается медлительным шагом, в ТЧ при приближении к монстру вплотную сталкер получает урон без видимых действий со стороны контролёра, тогда как в ЗП и ЧН он может ударить сталкера руками.

Образ жизни и поведение[править | править код]

Контролёр, несмотря на свои сильные ментальные способности, довольно труслив. При резких атакующих действиях противника теряется, пытаясь застать его врасплох. Обитает в подземельях, лабораториях и развалинах старых строений, высунуться из своих укрытий их может заставить только очень сильный голод, однако иногда встречается и на открытой местности. Контролёры имеют обыкновение держать при себе окружение (свиту), состоящее в основном из зомбированных, собак и снорков, которые служат им одновременно и охраной, и пищей. Если берёт под контроль сталкера, то чаще всего заставляет стрелять в своих.

Отношение к другим монстрам[править | править код]

Не трогает бюреров. Вероятно, потому, что они являются жертвами экспериментов научной программы «Универсальный солдат», только относятся к разным веткам создания. Такие мутанты, как кабаны и плоти служат для него пищей. Не брезгует и другими контролёрами. Старается избегать встреч с кровососами, химерами и псевдогигантами, поскольку они не подвластны его пси-способностям. К зомбированным и сноркам относится потребительски: использует как боевую силу и защиту.

Отношение к людям и советы сталкеру[править | править код]

Метод борьбы с контролёром заключается в отсутствии зрительного контакта между сталкером и мутантом (однако, контролёр может производить пси-атаку и к находящемуся за спиной противнику). Для борьбы требуется убойное и скорострельное оружие и умение пользоваться укрытиями. Контролёр не способен проводить пси-атаку мгновенно, поэтому, спрятавшись за углом и периодически выглядывая из-за него и стреляя, справиться с мутантом не составит труда. Самый эффективный трюк — подобраться к контролёру вплотную с хорошим скорострельным оружием. Другой не менее эффективный вариант — убить контролёра вплотную ножом или гранатами Ф-1 и РГД-5. Известны случаи, когда у сталкера была возможность «договориться» с контролёром, так как он обладает интеллектом и может почувствовать, что сталкер ему «не по зубам», например, в ЗП контролёр в пещере под хутором просит протагониста уйти и не связываться с ним.

У контролёра есть особенность в поведении, которую можно использовать: при приближении игрока на дистанцию менее полутора метров мутант перестанет атаковать пси-способностями и вступит в рукопашную. Удар лапой контролёра наносит совершенно незначительные повреждения здоровью и выносливости ГГ, но даже их можно избежать: необходимо всё время держать мутанта на небольшом расстоянии и постепенно отступать, в этом случае, повинуясь скрипту, контролёр будет послушно следовать за протагонистом, не представляя опасности. Можно воспользоваться этим и убить мутанта.

Есть и другой способ, косвенно связанный со вторым. Если протагонист находится на поверхности, контролёра нужно подвести к дереву и кружиться вокруг его ствола. Мутант не сможет атаковать ГГ пси-излучением и будет пробовать убить персонажа врукопашную. В таком случае сложности с убийством контролёра не должно возникнуть.

Подвиды[править | править код]

Присутствует такой подвид, как «тоннельный контролёр», способный атаковать с меньшего расстояния. Также в ТЧ, в деревне кровососов на Армейских Складах иногда встречается подвид контролёра — подземный (его иконка есть в галерее).

Появления[править | править код]

ТЧ[править | править код]

  • Самый первый контролёр встречается в подземелье «Агропрома»: когда игрок пройдёт половину коридора, в котором располагается лестница для выхода из подземелья, контролёр появится сзади. Можно избежать этой встречи, выйдя обратным ходом через люк около фабрики. Можно избежать встречи с ним, просто убежав к выходу на НИИ «Агропром» к военным или спрятавшись за перегородку. Когда контролёр подойдет близко, его можно будет без проблем прикончить ножом.
  • Второе появление по сценарию — в лаборатории X16, где контролёр так же поджидает игрока у выхода. Рядом с ним будет лежать мёртвый Призрак, которого и убил данный мутант.
  • Появление третьего контролёра уже зависит от действий игрока: если игрок будет помогать «Свободе», то в деревне кровососов, что на Армейских складах, контролёр появится в одном из домов и может ментально воздействовать на игрока на очень большом расстоянии.
  • Если вернуться из Припяти после зачистки базы группировки «Монолит» на Радаре, то существует возможность встретить одного или нескольких контролёров около Мёртвого леса.
  • На заводе «Янтарь», возле входа в лабораторию по квесту генерала Воронина «Уничтожить контролёра». Может произойти так, что после выполнения этого задания контролёр будет регулярно появляться на территории.

ЧН[править | править код]

  • В подземелье НИИ «Агропром», где будет находиться в огромном зале с аномалиями «Кислотный туман» в четырёх отстойниках, которые находятся на втором уровне подземелья.
  • Двое на болоте возле Барьера (Военные склады), если взять квест на поиск артефакта.

ЗП[править | править код]

  • Контролёр впервые появляется в пещере под сгоревшим хутором на Затоне и находится там с самого начала игры.
  • Следующий контролёр, который намного сильнее своих собратьев, появляется на локации окрестности «Юпитера» по квесту «Переменное пси-излучение». Когда игрок забирает изменённый изолятор, контролёр появляется в вагоне, стоящем на выходе из туннеля. Он берёт под контроль группу Тополя, и, если игрок не убьет контролёра достаточно быстро, сталкеры становятся зомбированными и атакуют протагониста.
    • После прохождения квеста будет появляться в тоннеле.
  • Третий контролёр появляется уже в Припяти, где он уничтожает группу военных и берёт под контроль часового, по поводу пропажи которого полковник Ковальский просит Дегтярёва разобраться.
  • Четвёртый заскриптованный контролёр появляется в лаборатории X8 в Припяти, если игрок найдёт все шесть документов.
  • При эвакуации можно встретить заскриптованного контролёра, который дезориентирует медика.
  • После получения достижения «Охотник на мутантов» контролёр, наряду с другими сильными мутантами типа псевдогигантов или химер, начнёт появляться повсеместно в окрестностях «Юпитера».
  • Крайне редко можно встретить контролёра на открытой местности, у бункера учёных, на станции «Янов» и на стоянке.
  • Можно встретить возле цементного завода (иногда может быть на вышке, а рядом с ним по двое-трое зомбированных, есть вероятность что он будет один).

Общие[править | править код]

  • Существуют несколько подвидов контролёров: молодой, толстый, старый и старый-толстый.
  • Реализованная модель заметно отличается от концепт-артов. В билдах он выглядел гораздо страшнее.
  • Контролёр, наряду с кровососом и зомби, является самым популярным персонажем-мутантом сталкерских анекдотов.
  • Пси-атакой может атаковать только игрока. Остальных NPC или мутантов бьет только руками, а в ТЧ и вовсе безобиден по отношению к ним, то есть является сугубо квестовым монстром, хотя в файлах ТЧ остались высказывания сталкеров во время пси-атаки контролёра.
  • В ЧН в подземелье «Агропрома» вызывает фантомов.

«Тень Чернобыля»[править | править код]

  • В Энциклопедии сказано, что контролёр появляется ближе к центру Зоны, но в ТЧ он встречается чуть ли не на самом юге — в подземелье «Агропрома».
  • Контролёра можно убить достаточно лёгким способом: для этого надо подойти вплотную и стрелять (желательно в голову), при этом бить руками он не будет. Также если зайти контролёру за спину, он пойдёт к выходу, игнорируя всё.
  • Если игрок умрёт рядом с контролёром, после загрузки другого сохранения «жужжание» будет продолжаться. Лечится перезагрузкой игры или переходом на другую локацию.
  • Должен был оставлять руку контролёра, но её вырезали.
  • Именно контролёр убил Призрака в лаборатории X16.
  • В поздних сборках имел возможность передвигаться бегом и прятаться за укрытиями, но к релизу поведение мутанта было полностью изменено. Также мог произносить короткие фразы, в основном содержащие ругань.
  • В файлах игры можно найти четыре вида контролёра: обыкновенный, старый, обыкновенный толстый и старый толстый. Но в игре встречается только первый вид.

«Зов Припяти»[править | править код]

  • В рукопашном бою с мутантом от его ударов у игрока будет падать выносливость, но при этом контролёр не сможет наносить свои пси-удары.
  • Во время пси-атаки контролёра игроку мерещится фантом в виде черепа из чёрного дыма.
  • Пси-излучение, исходящее от контролёра, существенно влияет на здоровье игрока и абсолютно не влияет на NPC, кроме заскриптованных случаев:
  • У входа в опасную пещеру на Затоне раздаётся зловещий голос со словами: «Уходи отсюда, мужик!» и «Уходи, пока цел!». Эта фраза сказана контролёром, обитающим в этой самой пещере, но поскольку мутант немой, он передаёт её телепатически, и она звучит в голове ГГ.
  • После получения достижения «Охотник на мутантов» в ЗП контролёры будут постоянно спауняться в Окрестностях «Юпитера». Основные точки их спауна: северный тоннель под аномалией «Пепелище», карьер, железнодорожное полотно между цементным заводом и градирней.
    • Также после долгого отсутствия на «Юпитере» контролёр может появиться прямо у станции «Янов» и наносить урон игроку, при этом сталкеры, находящиеся на станции, не будут стрелять в мутанта и даже его замечать. Даже если ГГ находится внутри станции, но находится перед входной дверью близко к контролёру, он всё равно может «бить» ГГ прямо через закрытые двери.
  • Встречается чаще, чем в ЧН и ТЧ.

Галерея[править | править код]

Разное[править | править код]

Сноски[править | править код]

  1. В ТЧ может погибнуть от попадания подствольного выстрела ВОГ-25 в туловище или двух удачно брошенных гранат. В ЧН и ЗП потребуется два заряда.
П · О · Р
Мутанты в серии S.T.A.L.K.E.R.
Вся серия S.T.A.L.K.E.R.ВоронаТушканСлепой пёсПсевдособака (Пси-собака) • ПлотьКабанСноркКровососКонтролёрПолтергейст (Огненный полтергейст) • Псевдогигант
S.T.A.L.K.E.R.: Тень ЧернобыляCut.png БюрерCut.png ХимераCut.png Родимые пятна • Cut.png КрысаCut.png Крысиный волкCut.png КошкаCut.png Тарк • Cut.png ЗомбиCut.png ИзломCut.png КорпусCut.png МимикрияCut.png ПсевдочеловекCut.png НаблюдательCut.png Паразит
S.T.A.L.K.E.R.: Чистое НебоБолотная тварьCut.png Крыса • Cut.png Морлок
S.T.A.L.K.E.R.: Зов ПрипятиБолотная тварь • Бюрер • Химера
ПриручённыеБарсЛесси
См. также Мутанты