ПОДРОБНЕЕ

Advertisement

Операция «Фарватер» — крупная спецоперация, предпринятая военными летом 2012 года, после провала операции «Монолит», также не увенчавшаяся успехом. Расследование причин её провала является сюжетной основой игры «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти».

Ход событий

После неудачной операции «Монолит», военные решают провести вторую попытку захвата ЧАЭС. Чтобы отбить станцию у группировки «Монолит», требовались большие силы, которые можно было доставить только по воздуху. Десятки вертолётов с десантом на борту поднялись в воздух и взяли курс на ЧАЭС. Но, несмотря на тщательную подготовку, операция завершилась провалом. Ни одна из машин не достигла цели и не вернулась на базу.

Командующий операцией

Для выяснения причин падения вертолётов и провала операции «Фарватер» в Зону направлен сотрудник СБУ, в прошлом опытный сталкер, — майор Дегтярёв. Его задача состояла в том, чтобы найти и обследовать 5 вертолётов основной группы под кодовым названием «Скат». Майор находит и обследует все 5 вертолётов, и оказывается, что они все поражены разными воздействиями. В одном из «Скатов» обнаруживается карта с тремя точками эвакуации, на случай провала. Майор посещает эти точки. На одной из них, которая находилась на Затоне, военных не наблюдалось. На второй точке, в окрестностях завода «Юпитер», Дегтярёв находит записку лейтенанта Соколова, второго пилота со «Ската-4». Его самого можно найти в бункере научной экспедиции профессоров Германа и Озёрского и взять в свой отряд при походе в путепровод «Припять-1». Чтобы добраться до третьей точки эвакуации, необходимо попасть в Припять, но пути туда никто не знает. Дегтярёву удаётся пройти подземными туннелями, идущими от завода «Юпитер». Он находит военных, выживших после падения вертолётов и добравшихся до Припяти. Они укрепились в здании старой прачечной. Дегтярёв помогает им захватить образец неизвестного оружия, из которого, возможно, были сбиты вертолёты, но эта гипотеза не подтверждается. После того, как майор добывает секретные документы из лаборатории X8, к военным приходит легендарный сталкер по прозвищу Стрелок. Он объясняет причину падения вертолётов: воздушные аномалии изменили расположение после Выброса, и карта военных оказалась недействительной. Стрелок советует просканировать воздушные пути сразу после надвигающегося Выброса и немедленно улетать. Военные передают об этом в штаб, к ним высылают два вертолёта. Далее происходит эвакуация военных, Дегтярёва и Стрелка из Припяти.

Состав участников операции

В группе «Скат» находилось 5 вертолётов Ми-24. Экипаж каждого вертолёта состоял из десяти человек: двух пилотов и восьми десантников.

«Скат-1»

Экипаж вертолёта «Скат-1»
Член экипажа Ранг Оружие Экипировка Смерть
Полковник Ковальский (командир)
Полковник Ковальский.png
МастерМастер «Гром-С14»
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М»
Капитан Клименко
Капитан Клименко gh.png
ВетеранВетеран АС-96/2 + Прицел ПСО-1
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М» Застрелен
Лейтенант Роговец
Лейтенант Роговец.png
ВетеранВетеран АС-96/2
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М»
Лейтенант Сергеев
Лейтенант Сергеев gh.png
ВетеранВетеран АКМ-74/2 + ГП-25 «Костёр»
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М» Пулевое ранение
Сержант Валюшок
Сержант Валюшок gh.png
ОпытныйОпытный СА «ЛАВИНА»
«Фора-12»
Бронекостюм «Булат»
Шлем «Сфера М12»
Пулевое ранение
Сержант Островский
Сержант Островский gh.png
ОпытныйОпытный «Винтарь-ВС»
«Фора-12»
Бронекостюм «Булат»
Шлем «Сфера М12»
Пулевое ранение
Сержант Шлячин
Сержант Шлячин.png
ОпытныйОпытный АКМ-74/2
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М» Подрыв на мине
Сержант Ярмошук
Сержант Ярмошук gh.png
ОпытныйОпытный АКМ-74/2
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М»
Тактический шлем
Самоподрыв на гранате

«Скат-1»

Это был ведущий вертолёт группы и всей операции. На нём находился полковник Ковальский. У вертолёта загорелся двигатель, но пилоты смогли посадить его на старую вертолётную площадку, недалеко от завода «Юпитер». Сами они погибли при касании. Там же экипаж потерял ещё одного бойца ― сержанта Шлячина, который подорвался на мине. Остальные встретили Проводника ― легенду Зоны. Тот предложил пойти в Припять. Это соответствовало планам, и военные согласились. Дегтярёв находит на «Скате-1» «чёрный ящик».

«Скат-2»

Экипаж вертолёта «Скат-2»
Капитан Фуртес (командир)
Капитан Фуртес.png
ВетеранВетеран АКМ-74/2У
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М» Убит полтергейстом
Ст. сержант Швейко
Старший сержант Швейко.png
ОпытныйОпытный АКМ-74/2
ПМм
Сержант Газда
Сержант Газда.png
ОпытныйОпытный АКМ-74/2
«Фора-12»

«Скат-2»

«Скат-2» ещё в воздухе получил мощный разряд аномалии. Пилоты погибли, вертолёт остался без управления и упал на бывшую электростанцию, именуемую сталкерами «Железный лес», при падении своротив одну из опор линий электропередач. Трое военных из десанта выжили не иначе как чудом, но их сразу же атаковал и убил полтергейст. Майор обнаружил на борту «Ската» карту безопасного пути между Затоном и окрестностями «Юпитера», которую отдал Лоцману.

«Скат-3»

Экипаж вертолёта «Скат-3»
Капитан Тарасов (командир)
Капитан Тарасов.png
ВетеранВетеран СА «ЛАВИНА»
с прицелом ПСО-1
ПБ-1с
Бронекостюм «Берилл-5М»
Ст. лейтенант Смоляк
Старший лейтенант Смоляк.png
ВетеранВетеран АКМ-74/2
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М» Убит снорками
Лейтенант Подорожный
Лейтенант Подорожный.png
ВетеранВетеран АС-96/2
ПБ-1с
Бронекостюм «Берилл-5М»
Тактический шлем
Лейтенант Драпей
Лейтенант Драпей.png
ВетеранВетеран АКМ-74/2
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М»
Тактический шлем
Убит снорками
Лейтенант Кириллов
Лейтенант Кириллов.png
ВетеранВетеран «Гром-С14»
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М»
Прапорщик Валентир
Прапорщик Валентир.png
ВетеранВетеран АС-96/2
ПБ-1с
Бронекостюм «Берилл-5М»
Тактический шлем
Прапорщик Умеров
Прапорщик Умеров.png
ОпытныйОпытный АКМ-74/2
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М» Убит снорками
Ст. сержант Морозов
Старший сержант Морозов.png
ОпытныйОпытный СВУмк-2
ПБ-1с
Бронекостюм «Берилл-5М» Убит Проповедником

«Скат-3»

У «Ската-3» отказали оба двигателя, и его пришлось посадить на возвышенность на юге Затона. О судьбе пилотов история умалчивает: по-видимому, они погибли при касании. На этом вертолёте летел отряд капитана Тарасова. После посадки военных атаковали снорки. Трое погибли. После завязался короткий бой с наёмниками, который закончился без потерь с обеих сторон. Выжившие объединились с экипажем «Ската-5» у старой баржи Ноя. Тот вёл себя неадекватно, военные хотели его арестовать, а Ной заявил, что сам их арестует. В конце концов он привёл солдат в Припять. На этом вертолёте Дегтярёв находит карту местности с точками эвакуации на локациях.

«Скат-4»

«Скат-4»

Вертолёт был повреждён раньше всех. Пилоты пытались посадить его на крышу завода «Юпитер», но она провалилась, и вертолёт рухнул вниз, в цеха. Из всего экипажа выжил только второй пилот — лейтенант Соколов. Он отправился на точку эвакуации Б205. Дегтярёв, осмотрев вертолёт, увидел: вся электроника сгорела, но защита от выбросов цела.

«Скат-5»

Экипаж вертолёта «Скат-5»
Майор Неборский (командир)
NO DATA.png
ВетеранВетеран Убит кровососом
Лейтенант Скеля
Лейтенант Скеля.png
ВетеранВетеран АС-96/2
ПБ-1с
Бронекостюм «Булат» Может погибнуть при зачистке магазина «Книги» либо в результате пси-воздействия (возможно, самоубийство)
Лейтенант Стеценко
Лейтенант Стеценко.png
ВетеранВетеран АКМ-74/2У
«Фора-12»
Бронекостюм «Берилл-5М» Самоубийство
Ст. сержант Батяй
NO DATA.png
ОпытныйОпытный (возможно) СВДм-2 Убит в боях за прачечную
Сержант Меркулов
Сержант Меркулов gh.png
ОпытныйОпытный СА «ЛАВИНА»
«Фора-12»
Бронекостюм «Булат»
Шлем «Сфера М12»
Погиб в результате пси-воздействия (возможно, самоубийство)

«Скат-5»

У этого вертолёта полностью сгорела электроника («даже изоляция на проводах расплавилась»), и он упал в топь на Затоне. Посадка была мягкой, однако выжили всего пятеро. Пока бойцы доставали из «Ската» амуницию, с ними связался отряд «Ската-3». Военные направились к ним, но у ВНЗ «Круг» на них напал кровосос. Погиб командир отряда майор Неборский. По дороге в Припять пострадал лейтенант Стеценкоаномалией ему оторвало два пальца на ноге. В битве за прачечную был потерян боец — старший сержант Батяй, снайпер. Майор Дегтярёв, обследуя место падения вертолёта, обнаруживает ПБ-1с, который не забрал отряд. Около вертолёта есть очаги радиации.

Точки эвакуации

На случай провала операции было назначено три точки эвакуации. Выжившие военные планировали проследовать к одной из них. Там их должны были подобрать вертолёты.

Точка Б2

Точка эвакуации на Затоне. Является старым, осевшим на дно, сухогрузом «Скадовск». При составлении плана операции, скорее всего, не учитывалось, что там расположен крупный лагерь сталкеров. На эту точку никто не попал.

Точка Б205

Точка эвакуации на окрестностях завода «Юпитер». Находится в заброшенном ЗРК «Волхов». При составлении плана опять же не учли, что там полно зомбированных. На эту точку пришёл лейтенант Соколов.

Точка Б28

Точка эвакуации в Припяти. Находится у кинотеатра «Прометей». При составлении плана вновь не учли, что туда невероятно трудно попасть, да ещё и там база «Монолита», но военные попали именно на эту точку. Эта точка была утверждена как место сбора и последующей эвакуации. Военные закрепились на другой точке, но именно сюда прилетели вертолёты эвакуации.

Список бойцов

В состав группы «Скат» во время операции входило 50 человек. Игроку известны имена ровно половины из них: двое погибших десантников упоминаются как закадровые персонажи, 23 человека появляются в игре в мёртвом или живом состоянии. Семь человек Дегтярёв находит в Зоне погибшими, с 16 знакомится лично. Из них девять военных погибают в Припяти по сюжету игры, до эвакуации из Припяти могут дожить не более семи и не менее трёх человек.

Список бойцов операции «Фарватер»
«Скат-1» «Скат-2» «Скат-3» «Скат-4» «Скат-5»
1 (пилот) (пилот) (пилот) (пилот) (пилот)
2 (пилот) (пилот) (пилот) Лейтенант Соколов (пилот)
3 Полковник Ковальский** Капитан Фуртес Капитан Тарасов ? Майор Неборский* †
4 Капитан Клименко Ст. сержант Швейко Ст. лейтенант Смоляк ? Лейтенант Скеля
5 Лейтенант Роговец** Сержант Газда Лейтенант Подорожный ? Лейтенант Стеценко
6 Лейтенант Сергеев ? Лейтенант Драпей ? Ст. сержант Батяй* †
7 Сержант Валюшок ? Лейтенант Кириллов** ? Сержант Меркулов
8 Сержант Островский ? Прапорщик Валентир ? ?
9 Сержант Шлячин ? Прапорщик Умеров ? ?
10 Сержант Ярмошук ? Ст. сержант Морозов ? ?

(пилот) — пилоты упавших вертолётов, из которых выжил только лейтенант Соколов, 2-й пилот вертолёта «Скат-4».

? — члены экипажа, погибшие в авиакатастрофе, их имена в игре не звучат.

† — военные, умирающие по сюжету игры до эвакуации.

* — бойцы, упоминающиеся как закадровые персонажи.

** — военные, которые обязательно доживут до эвакуации.

Сержант Шлячин — курсивом выделены военные, выжившие при падении вертолётов, но погибшие в Зоне, не добравшись до лагеря в Припяти.

Капитан Клименко — обычным шрифтом обозначены военные, добравшиеся до Припяти и закрепившиеся в прачечной, но не дожившие до эвакуации (из NPC таких большинство).

Полковник Ковальский — полужирным шрифтом выделены семеро участников операции, которые могут живыми эвакуироваться из Зоны.

  • Внимание: информация не подтверждена официально, и является обоснованными и доказываемыми выводами участниками вики.

Интересные факты

  • В самом фундаменте сюжета игры заложена существенная неточность: отправляясь в Зону, военные пользовались «заранее составленной картой аномалий» (об этом говорится во вступительном ролике), а значит военные понятия не имели о том, что расположение аномалий в воздухе после выброса меняется. Хотя в составе СБУ много опытных сталкеров (Дегтярёв — один из них), а кроме того существуют приборы, фиксирующие расположение аномалий в воздухе.
    • Единственное логическое объяснение косвенно вытекает из слов Стрелка: организаторы «Фарватера» забыли, что Выброс меняет расположение аномалий, и не просканировали пространство перед отлётом.
  • Группе «Скат-5» не суждено было покинуть Зону — выжившие после крушения погибают по мере прохождения игры по сюжету.
  • Обстоятельства гибели пилотов «Скат-3» остаются неясными. По-видимому, тоже погибли при касании, как и пилоты «Скат-1», но ни Ковальский, ни Тарасов об этом не говорят.
  • Полковник Ковальский, лейтенанты Кириллов и Роговец доживают до эвакуации из Припяти при любых обстоятельствах.
  • Трупы майора Неборского и старшего сержанта Батяя не могут быть найдены, о них только упоминается.
  • Лейтенант Соколов — единственный пилот, который выжил при падении и может дожить до эвакуации.
  • Операция названа «Фарватер» потому, что вертолёты должны были лететь над Затоном ― старым фарватером реки Припять.
  • На завершающем этапе эвакуации операцией командовал Дегтярёв.
Просмотр этого шаблона
Хронология событий серии S.T.A.L.K.E.R.
2006 годВторая катастрофа • Первый рейд
2011 годБольшой выброс • Setup cs.png Война группировок • (Setup cs.png Заказ на уничтожение «Свободы») • Второй рейд
2012 год, веснаSetup shoc.png Перестрелка на НИИ «Агропром» • Setup shoc.png Заказ на взятие флешки Круглова • Setup shoc.png Отключение Выжигателя мозгов • Setup shoc.png Операция «Монолит»
2012 год, летоОперация «Фарватер» • Сражение за «Янов» • Setup cop.png Заказ на поиск лаборатории X8 • (Setup cop.png Заказ на убийство Яра)
Advertisement