ФЭНДОМ

Aquote1 Я не знаю, правильно я поступил или нет... Наверное, никогда не узнаю... Но я сделал выбор... Надеюсь, он был верным.
Aquote2

Стрелок (он же Меченый, он же Мессер в старом сюжете) — протагонист S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, антагонист S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо, а также сюжетный квестовый персонаж S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти.

Сталкер-легенда. Именно он ближе всех подобрался к тайне возникновения Зоны.

Стрелок был известным сталкером-первопроходцем, который несколько раз пробирался вглубь Зоны, чем вызывал глобальные катаклизмы. Известен также под прозвищем Меченый. Основал группу Стрелка, в которую входили: Клык, Призрак, Доктор, Проводник и, возможно, Выдра.

Первый поход на Север

В 2011 году, в начале августа, Стрелок вместе со своими друзьями — Клыком и Призраком — проникает в центр Зоны к ЧАЭС, где их встречает огромная стая крыс. Разобравшись с ними и проникнув внутрь, группа находит подозрительную запертую дверь, которую не открыть. Клык сообщает, что может изготовить декодер для этой двери. При попытке уйти с ЧАЭС на группу нападает патруль группировки «Монолит». Призрак и Клык теряют из виду Стрелка, который уходит от атаки бегством. Загнанный, он попадает в четвёртый энергоблок, где видит загадочный камень — Исполнитель желаний. Камень просит загадать Стрелка желание, но обессиленный сталкер теряет сознание. Клык и Призрак находят его тело на входе в полуразрушенный реактор и, в обход патрулей, уходят с ЧАЭС вместе с их раненым товарищем через плечо (Клык предлагал оставить раненого Стрелка, считая что тот не выживет, но Призрак настоял на своём). После этого они относят полуживого Стрелка к Доктору и тот залечивает серьёзные раны. После излечения Стрелок покидает дом Доктора и отправляется на Север, где попадает под выброс. Судьба благосклонна к Стрелку: еле передвигаясь, он добирается до Доктора, и тот ещё раз спасает ему жизнь.

Второй поход на Север

Оправившись после ранений, Стрелок вновь собирается идти на север. По информации, которую ему передал Клык, Стрелок выясняет, что кто-то узнал о деятельности их группы, и теперь за ними началась охота. Стрелок решает идти на север через Выжигатель. Для этого он направляется на Янтарь к Сахарову за пси-защитой. Данную информацию через флешку он передаёт Призраку и Клыку и просит своих друзей подождать его на Военных складах. На Янтаре Стрелок выпрашивает у Сахарова прототип пси-защиты под предлогом его тестирования и пробирается через пси-установку на Янтаре. Однако происходит мощный всплеск пси-излучения, и Стрелок попадает в ловушку. Через какое-то время группе Левши удаётся перезапустить клапан, отвечающий за охлаждение зомбирующей установки, и Стрелок уходит в Рыжий лес, однако на опушке за ним начинает погоню наёмник Шрам, выполнявший задание «Чистого неба». Стрелку удается заманить наёмника в засаду, а самому убежать в тоннель и подорвать его. По тоннелю Стрелок выходит к окрестностям «Юпитера», там он оставляет свой уникальный автомат и две записки для Клыка и Призрака, а сам уходит на ЧАЭС. Там Стрелка настигает отряд «Чистого неба» во главе с Лебедевым. Под пси-защитой Стрелок пытается пробиться к Саркофагу. Однако наёмник Шрам при помощи электромагнитного ружья выводит из строя пси-защиту Стрелка. Неожиданно для всех происходит Сверхвыброс.

Стрелок попадает в непонятное помещении с грудами тел полуживых сталкеров, а также с кучей аппаратуры и экранами. На его руке видна татуировка S.T.A.L.K.E.R.

Меченый, или Третий поход к центру Зоны

Грузовик смерти, перевозящий запрограммированных (программа S.T.A.L.K.E.R., о которой становится известно в бункере управления Монолитом) людей, получивших цель от О-Сознания, — «Убить Стрелка» — попадает в аварию на северной части Кордона. Неизвестный сталкер, обыскивая грузовик на наличие ценных вещей, среди трупов находит уцелевшего человека, которого приносит к Сидоровичу. За татуировку на руке Стрелок получает прозвище Меченый. Он не помнит ни своего имени, ни своего прошлого. В его КПК есть только одна запись — «Убить Стрелка».

Сидорович в качестве платы за спасение даёт Меченому задание найти сталкера по кличке Шустрый, который нёс ему важную информацию. Вместе с людьми Волка Меченый спасает Шустрого из плена бандитов и получает у Сидоровича второе задание — добыть документы, которые находятся на военной базе в «Агропроме». В этих документах содержится важная информация о центре Зоны, за них торговец помогает Меченому в деле со Стрелком, ибо тот каким-то образом связан с прошлым Меченого. Он даёт наводку на сталкера по прозвищу Лис, Меченый спасает Лиса, пришедшего из глубокого рейда. Тот сообщает, что его брат, Серый, знает о Стрелке. Меченый находит Серого на Свалке. Тот, в свою очередь, даёт наводку на Крота — сталкера, знающего, где находится тайник Стрелка. Меченый спасает Крота на Агропроме от военных и получает примерные координаты тайника. В подземельях Агропрома Меченый находит тайник группы Стрелка. Из найденных там материалов становится ясно, что один из группы Стрелка убит, другой исчез, а сам Стрелок в это время отправился к ЧАЭС.

С украденными у военных документами Меченый отправляется к Бармену на базу «Долга» на заводе «Росток». Бармен находит материалы весьма интересными и отправляет сталкера за остальным — в покинутые секретные лаборатории X18 и X16. На пути в первую Меченый расправляется с Боровом — бандитским паханом, и помогает долговцу Пуле спасти напарников. По пути к второй лаборатории спасает от наёмников учёного — профессора Круглова.

Сахаров — лидер учёных, говорит, что в лаборатории X16 вместе с одним из учёных отправился Призрак. Но не вернулся. Меченый находит трупы и учёного — Васильева, и самого Призрака. Из документов, найденных в лабораториях, следует, что Выжигатель мозгов, преграждающий путь к центру Зоны, рукотворен. Его, оказывается, вполне можно отключить так же, как Меченый проделал это в X16. Но запись с КПК Призрака выводит Меченого на след Проводника — человека, определённо знакомого со Стрелком. Тот сообщает о неком Докторе, который ждёт Стрелка в тайнике его группы. Меченый направляется туда… Чтобы выяснить, что Стрелок — это он сам.

Доктор рассказывает Меченому (причём называет его Стрелком), что узнал во время своих рейдов к ЧАЭС: легендарный Монолит, Исполнитель желаний — лишь фикция, иллюзия, а настоящая тайна Зоны спрятана где-то рядом с ним. На Радаре Стрелок отключает Выжигатель мозгов и вместе с другими сталкерами двигает по открывшейся дороге в город-призрак — Припять. В гостинице, по наводке Доктора, он находит декодер, который должен открыть самую таинственную дверь Зоны, и свои собственные рукописные заметки.

Добравшись до ЧАЭС, отбиваясь от «монолитовцев» и военных, он находит эту дверь и открывает её. Представитель О-Сознания рассказывает Стрелку, что Зона — результат вышедшего из-под контроля эксперимента группы О-Сознание, которая пыталась слиться с ноосферой — глобальной памятью человечества. Отказавшись от заманчивого предложения присоединиться к О-Сознанию, Стрелок находит убежище учёных и уничтожает их.

В Припяти

Стрелок

После уничтожения О-Сознания Стрелок понимает, что Зона не исчезла. Проводник направил его по подземельям Припяти к военным. По приходу в Припять, он присоединяется к группе военных под руководством майора Дегтярёва, которому рассказывает о Зоне: в частности, открывает причину провала операции «Фарватер», выжившие в которой и собрались в прачечной. После того, как военные с боем вырываются из Припяти, Стрелок становится главным научным консультантом в НИИЧАЗ — научно-исследовательском институте Чернобыльской аномальной зоны.

Концовка

  • Стрелок жив:
    XrEngine 2012-08-07 19-31-17-11

Стрелок передал руководству СБУ добытые на станции данные. Эта информация подтолкнула правительство к созданию научно-исследовательского института Чернобыльской аномальной зоны. Место главного научного консультанта в нём занял сам Стрелок.

  • Стрелок мёртв:
    XrEngine 2012-08-07 19-31-33-98

Знания Стрелка были утрачены вместе с ним. Добытая на ЧАЭС информация, которая могла помочь в разгадке тайн Зоны, на Большую землю так и не попала. Запретные территории надёжно хранят свои тайны.

Почему никто не узнаёт Стрелка?

Данный вопрос является очень спекулятивным среди фанатов вселенной S.T.A.L.K.E.R. и породил огромное количество споров и теорий.

Во-первых, нельзя утверждать, что Сидорович не узнал в Меченом Стрелка, потому что данный торговец отличается своей жадностью и хитростью. Об этом можно судить исходя из того факта, что другим новичкам он поручает задания из разряда «принеси/подай», а Меченому сначала достается задание забрать весьма важную информацию для торговца, после — задание по тайному проникновению на хорошо охраняемую военную базу с целью выкрасть очень важные документы по Х-лабораториям (на такое задание имеет смысл отправить проверенного сталкера, который, к примеру, не продаст документы на сторону), а после аналогичное задание по проникновению на военный блокпост на Кордоне (если Меченый провалит данное задание, он не только пошатнет отношения торговца с военным командованием, но и спровоцирует их на штурм деревни новичков). Во-вторых со времени их последней встречи Стрелок сильно изменился внешне: шрамы, ожоги, худоба, влияние артефактов.

Во время разработки S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо создатели объяснили этот факт тем, что во время первой встречи Стрелка и Сахарова лицо сталкера было замотано бинтами.

Исходя из разговора Дегтярёва со Стрелком в ЗП, можно понять, что они были ранее знакомы, и причиной, по которой Проводник его не узнал, был тот факт, что он, во-первых, считал Стрелка мертвым на тот момент, во-вторых, исходя из визуала в начальном ролике, видно, что Стрелок сильно исхудал, обзавелся шрамами на лице, да и вообще сильно изменился.

Интересные факты

  • Интересно, что в ТЧ Стрелок не имеет своей уникальной модели, соответствующей фотографии в КПК и внешности в видеороликах, в ЧН имеет модель, общую с Крыловым, Халецким и Диким Напром, но только в ЗП обладает уникальной внешностью.
    • Образ Стрелка
      Поначалу Стрелок не имел определённого образа внешности, но имел собственную внутриигровую модель. В дальнейшем, благодаря CGI-видеороликам, сделанными специально для S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, возник образ от австралийского актёра Винсента Стоуна, приглашённого для создания прототипа модели в видеоролике. Под конец для S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти разработчиками была сделана «игровая» модель, основанная на образе актёра.
  • В роликах ТЧ и заскриптованных речах ЧН и ЗП Стрелка озвучил Александр Вилков, который, помимо Стрелка, озвучил группировку «Долг» и Бармена. В режиме NPC Стрелку присвоены голоса одиночек: в ЧН - Евгений Малуха, в ЗП - Олег Стальчук. Хотя логически было бы правильней присвоить озвучку группировки «Долг».
  • В видеороликах в S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля Стрелок одет в четыре костюма: кожаный плащ, кожаная куртка, комбинезон «Заря» и комбинезон «СЕВА».
    Стрелок у Монолита

    Видно, что на Стрелке «СЕВА»

    • В финальных видеороликах можно заметить, что Стрелок одет в костюм без замкнутой системы системы дыхания, напоминающий зелёный ПСЗ-9д «Броня «Долга». Однако, по причине того, что ни в одной из игр серии подобный костюм не встречается, принято считать, что это комбинезон «СЕВА» без шлема и спец-оборудования.
  • В билдах ТЧ Меченый обладал более проработанным характером и чувством юмора, но все это вырезали к моменту релиза. Например, в билде 2232 при общении с раненым бандитом ГГ упомянет «Исход братков из Египта, тьфу, с Агропрома», что является отсылкой к исходу евреев из Египта. В том же билде на Свалке в тоннеле за тепловозом стоял неизвестный новичок с внешностью Фримена, он давал квест на зачистку бандитов возле перехода на «Агропром», и когда игрок сдавал квест, то в последнем диалоге можно увидеть «отсылку» к книге Артура Конана Дойля о Шерлоке Холмсе — «Собака Баскервилей». Меченый отвечал новичку:
Ты меня не разочаровал. Будь здоров. Не кашляй и не шарься ночью по Зоне в полнолуние, когда силы Зла властвуют безраздельно.
  • Стрелок — один из двух персонажей, которые появляются (а не только упоминаются) во всех трёх играх серии. Второй — Шустрый.
    • Стрелок успел побывать протагонистом (в ТЧ), антагонистом (в ЧН) и квестовым персонажем (в ЗП).
  • Имеет наименьшее количество денег среди протагонистов в начале игры: 40 RU.
  • Непонятно, почему в начальном ролике ТЧ на Стрелке комбинезон «Заря», а в самом начале игры кожаная куртка. Возможно, «Зарю» с него сняли по причине негодности. Однако есть теория, по которой «Зарю» у него забрал Сидорович или сталкеры из деревни новичков. Дело в том, что до версии 1.0004 на чердаке в самом последнем доме в ящике лежал не комбинезон наёмника, а комбинезон сталкера. Скорее всего, его заменили ради баланса, но теория вероятна.
    • Аналогичная ситуация происходит и во втором сне Меченого, когда он после неудачного похода возвращается в ужасном состоянии в изношенной «Заре». После лечения Меченый отправляется «на Север» в кожаной куртке.
  • В ТЧ, в начальном ролике у Меченого есть татуировка, а в финальном — уже нет.
  • Странно, что Стрелку удалось пережить выброс, ведь это удавалось только Шраму из-за особенности его нервной системы. Возможно, Стрелок успел спрятаться, но попал в руки к О-Сознанию, или Стрелок является таким же «выбросоустойчивым».
  • В ЧН на ЧАЭС его можно догнать, но для этого надо взять с собой бронекостюм «Булат» (на ЧАЭС много монолитовцев, которые используют СА «ЛАВИНА»), после чего с ним можно поговорить. Иконка его будет такая же, как у Шрама.
  • Также в ЧН, если на ЧАЭС долгое время не прыгать в первый телепорт, то Стрелок просто сойдёт с теплотрассы и остановится, после чего его можно будет спокойно расстрелять.
  • На момент разработки S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти планировалось, что в хорошей концовке у Стрелка серьёзно изменится внешность: он отрастит бороду и начнёт носить очки. От этой задумки отказались и ему оставили стандартный внешний вид (см. галерею).
  • В начальном ролике ЗП можно заметить, что у Стрелка за спиной висит СВДм-2.
  • Если в ЗП Стрелку отдать все его записки (перед тем, как эвакуироваться), присваивается достижение «Хранитель тайн».
  • В ЗП Стрелок экипирован довольно бедно для Легенды Зоны: АКМ-74/2У и комбинезон «СЕВА». В бою во время эвакуации из Припяти он, соответственно, довольно слаб и бесполезен. Ему можно «повысить здоровье» технически, отдав записки из тайников, но нельзя, например, предложить его собственный автомат СГИ-5к — он его даже не узнает. Также можно увеличить его огневую мощь, просто скинув любое хорошее оружие калибра 5.45 возле него.
  • Согласно диздокам S.T.A.L.K.E.R. 2, Стрелок погибнет от взрыва в самом начале игры, передав ГГ ключ-карту от лаборатории.

Литература

  • В книге «Линия огня» автор дал имя Стрелку — Эдуард Борисович Байчурин.
  • В сборнике «Зов Припяти» автор одного из рассказов предположил, что Стрелок сам дал себе прозвище, что было связано с нахлынувшими воспоминаниями.
  • Меченый как антагонист присутствует у Василия Орехова в книге «Линия огня» из серии о сталкере Хемуле. По сюжету книги, Стрелок присоединился к О-Сознанию и стал одним из Хозяев Зоны. Многие годы спустя, во время попытки О-Сознания расширить Зону, он ощутил за Периметром присутствие своей дочери, Дины, возлюбленной Хемуля. Используя мутантов и темных сталкеров, Меченый похищает Дину. В книге Стрелок стремился подключить свою дочь к Ноосфере, чтобы пополнить ряды Хозяев Зоны, но был ранен Диной в голову, когда собирался прикончить пришедшего за своей возлюбленной Хемуля.
  • В следующей книге Василия Орехова «Сектор обстрела» присутствуют целых две версии Стрелка — «злодейская», которая смогла выжить после пистолетного ранения в голову, и альтернативная, «героическая» версия из параллельной реальности, которая в своем мире уничтожила О-Сознание и разрушила Монолит. По словам данной версии Меченого, перед тем как он собирался взорвать Монолит и тем самым уничтожить Зону, его раздирали противоречивые желания: одна часть его личности хотела уничтожения Зоны, другая мечтала о власти, третья о бессмертии. богатстве, и т. д. Неспособный вычленить какое-нибудь определенное желание в сознании сталкера, Монолит просто разом выполнил все желания Стрелка, каждое в альтернативной реальности, при этом связав сознание всех версий Меченого между собой, чтобы они все вместе смогли ощутить и увидеть свои воплощенные желания. В результате в пяти параллельных реальностях Стрелок погибает от собственных желаний, превратно понятых Монолитом, но еще в двух он остается жив: в одной он уничтожает Зону, что в будущем приводит к весьма печальным последствиям для всего мира, а в другой он, желая власти, присоединяется к О-Сознанию.
  • В книге Алексея Калугина «Дом на болоте» Доктор рассказывает Штырю, что отдал редкий артефакт «Пульт», который ему принес сам Семецкий, знакомому сталкеру, который отправился с ним к Саркофагу, «чтобы все понять». Речь, по всей видимости, идет именно о Стрелке.
  • Стрелок упоминается в книге Вячеслава Шалыгина «Обратный отсчёт» как персонаж сталкерских баек: «Очнулся человек рядом с разбитым грузовиком и понял, что ничего о себе не помнит. Только два слова в голове крутятся: "убить Стрелка". А кто этот Стрелок — и почему его надо укокошить — пустота. И пошел человек бродить по Зоне, выяснять, что к чему. И понял он, набродившись по Зоне до одури, что Стрелок — это главный источник всех бед, поскольку трижды бывал в центре и, наверное, что-то там натворил, а потому теперь Зоне он, как острая кость в глотке. А вместе с ним и все остальные сталкеры, и значит, чтобы Зону задобрить, надо эту кость вытащить…».
  • Встречается в серии книг Дмитрия Силлова. Например, в книге «Закон наёмника» он, Шрам и главный герой серии книг — Снайпер — объединяются ради общей цели: не дать группировке «Монолит» подмять под себя всю Зону.
  • По сюжету книги «Закон Меченого» он обладал модификацией автомата АКС-74/У — АКС-74УБ с подствольным гранатомётом, глушителем и прицелом. В автомат был встроен кусочек «Грави», повышающий скорость и подствольной гранаты, и пули.
  • По версии Сергея Недоруба (книги «Признаки жизни», «Песочные часы», «Тайна полтергейста» и «Горизонт событий») Монолит существует, а О-Сознание отсутствует напрочь, поэтому судьба Меченого развивается по-другому.
    • По сюжету той же книги «Тайна полтергейста» (годом позже его похождений) Меченого наняли, чтобы он устранил сталкера по кличке Борланд, но во время перестрелки Меченый был ранен в плечо.
  • В книге «Закон Меченого» Стрелок предпочитает, чтобы его называли Меченым, так как «стрелков в Зоне полным полно».

Галерея

Варианты визуалов

Стрелок1Стрелок2Стрелок3Стрелок4Стрелок5Стрелок6Стрелок7Стрелок8

Сталк ф3

Сталк ф12 зп

Разное

П · О · Р
Одиночки
Друг Медведя
См. также Одиночки
П · О · Р
Персонажи S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
ПротагонистМеченый
Долговец из засадыДолговец у военной базыУгрюмый долговец
КапецКолянМановарРаненый напарникУгол
БандитыБоровВася КабанКочергаФраер
БорзыйРаненый бандит на СвалкеСчастливчик
НаёмникиАраВолкодав
Командир наёмников на Кордоне
ДушманТиранПёсТаинственный снайпер
УчёныеВасильевКалугин П. И.КругловСахаровСемёнов
АссистентУчёный из Х18
ВоенныеМайор КузнецовВасиль Невезучий
Алекс «Сокол» СоколовКапитан МаксименкоЛейтенант Чугуйкин
«Монолит»Харон
Монолитовец-работник Х10
ТорговцыБарменСидорович
Жаба
ЗомбированныеЗверьРябой
П · О · Р
Персонажи S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо
ПротагонистНаёмник Шрам
АнтагонистСтрелок
«Свобода»АшотВоронГанжаДядька ЯрКостюкЧеховЩукин
Друг Яра
БандитыБоровЖиводёрЗубЙогаПрозрачныйСенька
НаёмникиЛешийХог
Наёмник в Лиманске
УчёныеСахаров
Военный-пулемётчикВоенный-снайпер
ТорговцыСидорович
П · О · Р
Персонажи S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти
ПротагонистДегтярёв
Друг Медведя
«Свобода»ГайдукДядька ЯрКременьЛокиФлинт
БандитыВалетГномКастетСултанШишак
Бандит с портовых крановПосланник Султана
Телохранители Моргана
«Монолит»БродягаБроняМоржСерпТихийФома
МолитвенникПроповедник
УчёныеГерманНовиковОзёрский