« Я не знаю, правильно я поступил или нет... Наверное, никогда не узнаю... Но я сделал выбор... Надеюсь, он был верным. »
— Стрелок в «правильной» концовке ТЧ

Стрелок (он же Меченый, он же Мессер в старом сюжете) — протагонист «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», антагонист «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо», а также сюжетный квестовый персонаж «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти».

Сталкер-легенда. Именно он ближе всех подобрался к тайне возникновения Зоны.

Стрелок был известным сталкером-первопроходцем, который несколько раз пробирался вглубь Зоны, чем вызывал глобальные катаклизмы. Известен также под прозвищем Меченый. Основал свою группу, в которую входили: Клык, Призрак, Доктор, Проводник и, возможно, Выдра.

Первый поход на Север

В 2011 году, в начале августа, Стрелок вместе со своими друзьями — Клыком и Призраком — проникает в центр Зоны к ЧАЭС, где их встречает огромная стая крыс. Разобравшись с ними и проникнув внутрь, группа находит подозрительную запертую дверь, которую не открыть. Клык сообщает, что может изготовить декодер для этой двери. При попытке уйти с ЧАЭС на группу нападает патруль группировки «Монолит». Призрак и Клык теряют из виду Стрелка, который уходит от атаки бегством. Загнанный, он попадает в четвёртый энергоблок, где видит загадочный камень — Исполнитель желаний. Камень просит загадать Стрелка желание, но обессиленный сталкер теряет сознание. Клык и Призрак находят его тело на входе в полуразрушенный реактор и, в обход патрулей, уходят с ЧАЭС вместе с их раненым товарищем (Клык предлагал оставить раненого Стрелка, считая что тот не выживет, но Призрак настоял на своём). После этого они относят полуживого Стрелка к Доктору и тот залечивает серьёзные раны. После излечения Стрелок покидает дом Доктора и отправляется на Север, где попадает под выброс. Судьба благосклонна к Стрелку: еле передвигаясь, он добирается до Доктора, и тот ещё раз спасает ему жизнь.

Второй поход на Север

Оправившись после ранений, Стрелок вновь собирается идти на север. По информации, которую ему передал Клык, Стрелок выясняет, что кто-то узнал о деятельности их группы, и теперь за ними началась охота. Стрелок решает идти на север через Выжигатель. Для этого он направляется на Янтарь к Сахарову за пси-защитой. Данную информацию через флешку он передаёт Призраку и Клыку и просит своих друзей подождать его на Военных Складах. На Янтаре Стрелок выпрашивает у Сахарова прототип пси-защиты под предлогом его тестирования и пробирается через пси-установку на Янтаре. Однако происходит мощный всплеск пси-излучения, и Стрелок попадает в ловушку. Через какое-то время группе Левши удаётся перезапустить клапан, отвечающий за охлаждение зомбирующей установки, и Стрелок уходит в Рыжий лес, однако на опушке за ним начинает погоню наёмник Шрам, выполнявший задание «Чистого неба». Стрелку удается заманить наёмника в засаду, а самому убежать в тоннель и подорвать его. По тоннелю Стрелок выходит к окрестностям «Юпитера», там он оставляет свой уникальный автомат и две записки для Клыка и Призрака, а сам уходит на ЧАЭС. Там Стрелка настигает отряд «Чистого неба» во главе с Лебедевым. Под пси-защитой Стрелок пытается пробиться к Саркофагу. Однако наёмник Шрам при помощи электромагнитного ружья выводит из строя пси-защиту Стрелка. Неожиданно для всех происходит Сверхвыброс.

Стрелок попадает в непонятное помещение с грудами тел полуживых сталкеров, а также с кучей аппаратуры и экранами. На его руке видна татуировка S.T.A.L.K.E.R..

Меченый, или Третий поход к Центру Зоны

Грузовик смерти, перевозящий запрограммированных (программа S.T.A.L.K.E.R., о которой становится известно в бункере управления Монолитом) людей, получивших цель от «О-Сознания», — «Убить Стрелка» — попадает в аварию на северной части Кордона. Неизвестный сталкер, обыскивая грузовик и тела погибших в автокатастрофе на наличие ценных вещей, среди трупов находит уцелевшего человека, которого приносит Сидоровичу. За татуировку на руке Стрелок получает прозвище Меченый. Он не помнит ни своего имени, ни своего прошлого. В его КПК есть только одна запись — «Убить Стрелка».

Сидорович в качестве платы за спасение даёт Меченому задание найти сталкера по кличке Шустрый, который нёс ему важную информацию. Вместе с людьми Волка Меченый спасает Шустрого из плена бандитов и получает у Сидоровича второе задание — добыть документы, которые находятся на военной базе в НИИ «Агропром». В этих документах содержится важная информация о Центре Зоны, за них торговец помогает Меченому в деле со Стрелком, ибо тот каким-то образом связан с прошлым Меченого. Он даёт наводку на сталкера по прозвищу Лис, Меченый спасает Лиса, пришедшего из глубокого рейда. Тот сообщает, что его брат, Серый, знает о Стрелке. Меченый находит Серого на Свалке. Тот, в свою очередь, даёт наводку на Крота — сталкера, знающего, где находится тайник Стрелка. Меченый спасает Крота на «Агропроме» от военных и получает примерные координаты тайника. В подземелье «Агропрома» Меченый находит тайник группы Стрелка. Из найденных там материалов становится ясно, что один из группы Стрелка убит, другой исчез, а сам Стрелок в это время отправился к ЧАЭС.

С украденными у военных документами Меченый отправляется к Бармену на базу «Долга» на заводе «Росток». Бармен находит материалы весьма интересными и отправляет сталкера за остальным — в покинутые секретные лаборатории X18 и X16. На пути в первую Меченый расправляется с Боровом — бандитским паханом, и помогает долговцу Пуле спасти напарников. По пути к второй лаборатории спасает от наёмников учёного — профессора Круглова.

Сахаров — лидер учёных, говорит, что в лаборатории X16 вместе с одним из учёных отправился Призрак. Но не вернулся. Меченый находит трупы и учёного — Васильева, и самого Призрака. Из документов, найденных в лабораториях, следует, что Выжигатель мозгов, преграждающий путь к центру Зоны, рукотворен. Его, оказывается, вполне можно отключить так же, как Меченый проделал это в X16. Но запись с КПК Призрака выводит Меченого на след Проводника — человека, определённо знакомого со Стрелком. Тот сообщает о неком Докторе, который ждёт Стрелка в тайнике его группы. Меченый направляется туда… Чтобы выяснить, что Стрелок — это он сам.

Доктор рассказывает Меченому (причём называет его Стрелком), что узнал во время своих рейдов к ЧАЭС: легендарный Монолит, Исполнитель желаний — лишь фикция, иллюзия, а настоящая тайна Зоны спрятана где-то рядом с ним. На Радаре Стрелок отключает Выжигатель мозгов и вместе с другими сталкерами двигает по открывшейся дороге в город-призрак — Припять. В гостинице, по наводке Доктора, он находит декодер, который должен открыть самую таинственную дверь Зоны, и свои собственные рукописные заметки.

Добравшись до ЧАЭС, отбиваясь от «монолитовцев» и военных, он находит эту дверь и открывает её. Представитель «О-Сознания» рассказывает Стрелку, что Зона — результат вышедшего из-под контроля эксперимента группы «О-Сознание», которая пыталась слиться с ноосферой — глобальной памятью человечества. Отказавшись от заманчивого предложения присоединиться к «О-Сознанию», Стрелок находит убежище учёных и уничтожает их.

В Припяти

После уничтожения «О-Сознания» Стрелок понимает, что Зона не исчезла. Проводник направил его по подземельям Припяти к военным. По приходу в Припять, он присоединяется к группе военных под руководством майора Дегтярёва, которому рассказывает о Зоне: в частности, открывает причину провала операции «Фарватер», выжившие в которой и собрались в прачечной. После того, как военные с боем вырываются из Припяти, Стрелок становится главным научным консультантом в НИИЧАЗ — научно-исследовательском институте Чернобыльской аномальной зоны.

Концовка

  • Стрелок жив:
    XrEngine 2012-08-07 19-31-17-11.png
« Стрелок передал руководству СБУ добытые на станции данные. Эта информация подтолкнула правительство к созданию научно-исследовательского института Чернобыльской аномальной зоны. Место главного научного консультанта в нём занял сам Стрелок. »
  • Стрелок мёртв:
    XrEngine 2012-08-07 19-31-33-98.png
« Знания Стрелка были утрачены вместе с ним. Добытая на ЧАЭС информация, которая могла помочь в разгадке тайн Зоны, на Большую землю так и не попала. Запретные территории надёжно хранят свои тайны. »

Почему никто не узнаёт Стрелка?

Данный вопрос является очень спекулятивным среди фанатов вселенной S.T.A.L.K.E.R. и породил огромное количество споров и теорий.

Сидорович

Во-первых, нельзя утверждать, что Сидорович не узнал в Меченом Стрелка, потому что данный торговец отличается своей жадностью и хитростью. Об этом можно судить исходя из того факта, что другим новичкам он поручает задания из разряда «принеси/подай», а Меченому сначала достается задание забрать весьма важную информацию для торговца, после — задание по тайному проникновению на хорошо охраняемую военную базу с целью выкрасть очень важные документы по Х-лабораториям (на такое задание имеет смысл отправить проверенного сталкера, который, к примеру, не продаст документы на сторону), а после, аналогичное задание по проникновению на военный блокпост на Кордоне (если Меченый провалит данное задание, он не только пошатнет отношения торговца с военным командованием, но и спровоцирует их на штурм деревни новичков). Во-вторых со времени их последней встречи Стрелок сильно изменился внешне: шрамы, ожоги, худоба, влияние артефактов.

Сахаров

Во время разработки «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» создатели объяснили этот факт тем, что во время первой встречи Стрелка и Сахарова лицо сталкера было замотано бинтами.

Проводник

Исходя из разговора Дегтярёва со Стрелком в ЗП, можно понять, что они были ранее знакомы, и причиной, по которой Проводник его не узнал, был тот факт, что он, во-первых, считал Стрелка мертвым на тот момент, во-вторых, исходя из визуала в начальном ролике, видно, что Стрелок сильно исхудал, обзавелся шрамами на лице, да и вообще сильно изменился.

Интересные факты

  • Интересно, что в ТЧ Стрелок не имеет своей уникальной модели, соответствующей фотографии в КПК и внешности в видеороликах, в ЧН имеет модель, общую с Крыловым, Халецким и Диким Напром, но только в ЗП обладает уникальной внешностью.
    • Образ Стрелка

      Поначалу Стрелок не имел определённого образа внешности, но имел собственную внутриигровую модель. В дальнейшем, благодаря CGI-видеороликам, сделанными специально для «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», возник образ от австралийского актёра Винсента Стоуна, приглашённого для создания прототипа модели в видеоролике. Под конец для «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» разработчиками была сделана «игровая» модель, основанная на образе актёра.
  • В кат-сценах ТЧ и заскриптованных речах ЧН и ЗП Стрелка озвучил Александр Вилков, который, помимо Стрелка, озвучил группировку «Долг» и Бармена. В режиме NPC Стрелку присвоены голоса одиночек: в ЧН — Евгений Малуха, в ЗП — Олег Стальчук. Хотя логически было бы правильней присвоить озвучку группировки «Долг».
  • В видеороликах ТЧ Стрелок одет в четыре костюма: кожаный плащ, кожаная куртка, комбинезон «Заря» и комбинезон «СЕВА».
    • Видно, что на Стрелке «СЕВА»

      В финальных видеороликах можно заметить, что Стрелок одет в костюм без замкнутой системы системы дыхания, напоминающий зелёный ПСЗ-9д «Броня «Долга». Однако, по причине того, что ни в одной из игр серии подобный костюм не встречается, принято считать, что это комбинезон «СЕВА» без шлема и спец-оборудования.
  • В билдах ТЧ Меченый обладал более проработанным характером и чувством юмора, но все это вырезали к моменту релиза. Например, в билде 2232 при общении с раненым бандитом ГГ упомянет «Исход братков из Египта, тьфу, с "Агропрома"», что является отсылкой к исходу евреев из Египта. В том же билде на Свалке в тоннеле за тепловозом стоял неизвестный новичок с внешностью Фримена, он давал квест на зачистку бандитов возле перехода на «Агропром», и когда игрок сдавал квест, то в последнем диалоге можно увидеть «отсылку» к книге Артура Конана Дойля о Шерлоке Холмсе — «Собака Баскервилей». Меченый отвечал новичку:
« Ты меня не разочаровал. Будь здоров. Не кашляй и не шарься ночью по Зоне в полнолуние, когда силы Зла властвуют безраздельно. »
  • Стрелок — один из двух персонажей, которые появляются (а не только упоминаются) во всех трёх играх серии. Второй — Шустрый.
    • Стрелок успел побывать протагонистом (в ТЧ), антагонистом (в ЧН) и квестовым персонажем (в ЗП).
  • Имеет наименьшее количество денег среди протагонистов в начале игры: 40 RU.
  • Непонятно, почему в начальном ролике ТЧ на Стрелке комбинезон «Заря», а в самом начале игры кожаная куртка. Возможно, «Зарю» с него сняли по причине негодности. Однако есть теория, по которой «Зарю» у него забрал Сидорович или сталкеры из деревни новичков. Дело в том, что до версии 1.0004 на чердаке в самом последнем доме в ящике лежал не комбинезон наёмника, а комбинезон сталкера. Скорее всего, его заменили ради баланса, но теория вероятна.
    • Аналогичная ситуация происходит и во втором сне Меченого, когда он после неудачного похода возвращается в ужасном состоянии в изношенной «Заре». После лечения Меченый отправляется «на Север» в кожаной куртке.
  • В ТЧ, в начальной кат-сцене у Меченого есть татуировка, а в финальной — уже нет.
  • В поздних билдах текстура лица Меченого была качественнее, чем в релизе, так как имела большее разрешение.
  • В ЧН на ЧАЭС его можно догнать, но для этого надо взять с собой бронекостюм «Булат» (на ЧАЭС много монолитовцев, которые используют СА «ЛАВИНА»), после чего с ним можно поговорить. Иконка его будет такая же, как у Шрама.
  • Также в ЧН, если на ЧАЭС долгое время не прыгать в первый телепорт, то Стрелок просто сойдёт с теплотрассы и остановится, после чего его можно будет спокойно расстрелять.
  • На момент разработки «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» планировалось, что в хорошей концовке у Стрелка серьёзно изменится внешность: он отрастит бороду и начнёт носить очки. От этой задумки отказались и ему оставили стандартный внешний вид (см. галерею).
  • В начальном ролике ЗП можно заметить, что у Стрелка за спиной висит СВДм-2.
  • Если в ЗП Стрелку отдать все его записки (перед тем, как эвакуироваться), то игроку присваивается достижение «Хранитель тайн».
  • В ЗП Стрелок экипирован довольно бедно для Легенды Зоны: АКМ-74/2У и комбинезон «СЕВА». В бою во время эвакуации из Припяти он, соответственно, довольно слаб и бесполезен. Ему можно «повысить здоровье» технически, отдав записки из тайников, но нельзя, например, предложить его собственный автомат СГИ-5к — он его даже не узнает. Также можно увеличить его огневую мощь, просто скинув любое хорошее оружие калибра 5,45 возле него.
  • Согласно диздокам S.T.A.L.K.E.R. 2, Стрелок погибнет от взрыва в самом начале игры, передав ГГ ключ-карту от лаборатории.

Галерея

Варианты визуалов

ТЧ

В кожаной курткеВ бандитской курткеВ комбинезоне «Заря»В комбинезоне наёмникаВ комбинезоне «Ветер свободы»В комбинезоне «Страж свободы»В ПСЗ-9д «Броня "Долга"»В комбинезоне «Монолита»

ЧН

В комбинезоне «Заря»

ЗП

В комбинезоне «СЕВА»

Разное

П · О · Р
Лого сталкеров.png Одиночки
S.T.A.L.K.E.R.: Тень ЧернобыляCut.png Алекс «Сокол» СоколовАрниCut.png БарыгаБесCut.png Василий ПетровичCut.png ВикторВолкВоробейУпом-0.png ВыдраГарикГонец из группы КротаДокторCut.png Жека ДуплетЖорикCut.png ЗобCut.png Испуганный сталкерУпом-0.png КлыкКротCut.png КрысоловCut.png ЛёликCut.png Лёха ЧелюстьЛидер группы сталкеров-мастеров в ПрипятиЛисЛысыйМастерНеизвестный сталкерНеумехаОлег «Демон» ГусаровОсведомительОтец ДиодорОхотникПетрухаCut.png ПолканПризракПроводникПровожатыйCut.png Рыжий сталкерCut.png Саша БелыйСерыйСталкер в здании у бензоколонкиСталкер с «Гадюкой» 9x18Cut.png СтекТоликУмникУпырьФанатФрименЧучелоШустрыйЮрик
Отряды
Отряды
Группа Левши
S.T.A.L.K.E.R.: Зов ПрипятиАзотБаржаБородаБулаваВаноDoc.png Василий ПетровичВоблаГаваецГарикГарматаГлухарьГонтаГребеньДанилаУпом-0.png ДокторДруг МедведяДухЗверобойЗмейЗулусКарданУпом-0.png КлыкКорягаКостоправКрабКувалдаУпом-0.png ЛисЛоцманМайронМедведьМитяйНойПетрухаУпом-0.png ПризракУпом-0.png ПроводникСенькаСпартакСтрелокСычТопольТорбаТреморШилоШустрыйШутникЩепка
Отряды
Отряд СпартакаГруппа ВоблыГруппа ГонтыНаучно-оперативная исследовательская группа «Искра»Группа Дегтярёва
См. также Одиночки
П · О · Р
Персонажи «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля»
ПротагонистМеченый
Лого сталкеров.png ОдиночкиАрниБесВолкВоробейВыдраГарикДокторЖорикКлыкКротЛисЛысыйМастерНеумехаОлег «Демон» ГусаровОсведомительОтец ДиодорОхотникПетрухаПризракПроводникСерыйТоликУмникУпырьФанатФрименЧучелоШустрыйЮрикГонец из группы КротаЛидер группы сталкеров-мастеров в ПрипятиНеизвестный сталкерПровожатыйСталкер в здании у бензоколонкиСталкер с «Гадюкой» 9x18Представитель «О-Сознания»Cut.png Алекс «Сокол» СоколовCut.png БарыгаCut.png Василий ПетровичCut.png ВикторCut.png Жека ДуплетCut.png ЗобCut.png Испуганный сталкерCut.png КрысоловCut.png ЛёликCut.png Лёха ЧелюстьCut.png ПолканCut.png Рыжий сталкерCut.png Саша БелыйCut.png Стек
Лого Долга.png «Долг»БаринБромВоронинИванцовКиценкоПетренкоПличкоПрапор (офицер «Долга»)Прапор (командир блокпоста)ПуляСергей ЛохматыйЧерепДолговец из засадыДолговец у военной базыУгрюмый долговец
Лого бандитов.png БандитыБоровВася КабанКочергаФраерБандит в комбинезоне «Заря»Бандит с элеватораНапарник бандита в «Заре»Раненый бандит из Тёмной ДолиныCut.png БорзыйCut.png Раненый бандит на СвалкеCut.png Счастливчик
Лого учёных.png УчёныеВасильевКалугин П. И.КругловСахаровСемёновАссистентУчёный из X18
Лого военных.png ВоенныеМайор КузнецовВасиль НевезучийВоенный дезертирВоенный на ЯнтареКомандир блокпоста на КордонеКомандир воинской части на НИИ «Агропром»Командир операции «Монолит»Спецназовец из Тёмной ДолиныCut.png Алекс «Сокол» СоколовCut.png Капитан МаксименкоCut.png Лейтенант Чугуйкин
Лого Монолита.png «Монолит»ХаронМонолитовец-работник X10
ТорговцыБарменСидоровичCut.png Жаба
ЗомбированныеCut.png ЗверьCut.png РябойCut.png Сокол
«О-Сознание»Представитель «О-Сознания»
П · О · Р
Персонажи «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо»
ПротагонистНаёмник Шрам
АнтагонистСтрелок
Лого Долга.png «Долг»Cut.png ГалинГромовЗвягинцевИнквизиторКолобокКрыловЛис БандикутМилютинМитяйНаливайкоСемён СемёновичCut.png СерёгаСударьФёклКомандир разведотряда «Долга» на «Агропроме»Торговец «Долга» (Казармы в шахте)
Лого Свободы.png «Свобода»АшотВоронГанжаДядька ЯрКостюкЧеховЩукинДруг ЯраКвестодатель на Военных Складах
Лого бандитов.png БандитыБоровЖиводёрЗубЙогаПрозрачныйСенькаБандит из ЛиманскаДвое бандитов на барахолкеБандит-пулемётчик
Лого наёмников.png НаёмникиЛешийХогНаёмник в Лиманске
Лого учёных.png УчёныеСахаров
Лого Монолита.png «Монолит»Пулемётчик «Монолита» в ГоспиталеСнайпер «Монолита» в ГоспиталеСнайпер «Монолита» в Лиманске
Лого ренегатов.png РенегатыРенегаты-пленникиСнайперы на холмеТорговец ренегатов (Казармы в шахте)
ТорговцыСидорович
П · О · Р
Персонажи «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти»
ПротагонистДегтярёв
Лого сталкеров.png ОдиночкиАзотБаржаБородаБулаваВаноВоблаГаваецГарикГарматаГлухарьГонтаГребеньДанилаДухЗверобойЗмейЗулусКарданКорягаКостоправКрабКувалдаЛисЛоцманМайронМедведьМитяйНойПетрухаСенькаСпартакСтрелокСычТопольТорбаТреморШилоШустрыйШутникЩепкаДруг Медведя
Лого Долга.png «Долг»БунчукГавриленкоЗахарчукКосмачМорганТаченкоЧепурнойШульгаВербовщик «Долга»
Лого Свободы.png «Свобода»ГайдукДядька ЯрКременьЛокиФлинт
Лого бандитов.png БандитыВалетГномКастетСултанШишакБандит с портовых крановПосланник Султана
Лого наёмников.png НаёмникиБарчукГазонГоблинГрифДубДуплетКирзачКолКощейКрюкПианистРылоСербинТанкТесакТрупХирургХребетЧерепЧёрныйШакалТелохранители Моргана
Лого Монолита.png «Монолит»БродягаБроняМоржСерпТихийФомаМолитвенникПроповедник
Лого учёных.png УчёныеГерманНовиковОзёрский
Лого военных.png ВоенныеПолковник КовальскийМайор НеборскийКапитан КлименкоКапитан ТарасовКапитан ФуртесСтарший лейтенант СмолякЛейтенант ДрапейЛейтенант КирилловЛейтенант ПодорожныйЛейтенант РоговецЛейтенант СкеляЛейтенант СмирновЛейтенант СоколовЛейтенант СтеценкоПрапорщик ВалентирПрапорщик УмеровСтарший сержант БатяйСтарший сержант МорозовСтарший сержант ШвейкоСержант ВалюшокСержант ГаздаСержант МеркуловСержант ОстровскийСержант ШлячинСержант Ярмошук