ФЭНДОМ

S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо — компьютерная игра в жанре FPS, приквел игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, разработанный компанией GSC Game World. Выход состоялся 22 августа 2008.

Сюжет Править

Предисловие Править

В 2011 году группа сталкеров подобралась очень близко к Центру Зоны. В результате случился сильнейший выброс, который полностью изменил Зону. Там, где ранее были безопасные территории, стали появляться аномалии, целые отряды сталкеров оказывались запертыми среди них и погибали. Вместе с тем от аномалий освобождаются ранее недоступные территории. За контроль над ними — и, соответственно, за места появления артефактов и иные стратегически важные точки — разгорается война группировок. Однако Зона становится нестабильной, её часто сотрясают выбросы. Эти и последующие события описывает данная игра.

Главным героем является наёмник по прозвищу Шрам. Он вёл по Болотам группу учёных, когда произошёл Большой выброс. Все члены группы погибли, однако наёмник чудесным образом уцелел. После выброса он был найден сталкерами «Чистого неба» — секретной группировки, которая изучала Зону и причины её появления. Сталкеры доставили Шрама на базу группировки, где он пришёл в себя.

Болота и «Чистое небо» Править

Пытаясь разобраться в произошедшем, Шрам поговорил с Лебедевым, лидером группировки «Чистое небо», а также с барменом. В это время один из постов группировки подвергся нападению, и наёмник по приказу Лебедева отправился к форпосту «Чистого неба», находящемуся среди болот, чтобы помочь им отбиться от мутантов. Однако там он вновь попал под выброс.

Придя в себя, Шрам обнаружил себя на базе «Чистого неба», что означало, что он вновь выжил после выброса. Наёмник ознакомился с выводами Лебедева и профессора Каланчи о том, что является обладателем необычных способностей. Как говорил Лебедев, функции организма Шрама словно что-то подстёгивает, показатели приборов зашкаливают. Однако после каждого выброса нервная система наёмника ослабевает, что в конце концов приведёт к смерти. Лебедев поведал Шраму о текущих целях «Чистого неба» — узнать причину столь частых выбросов и каким-либо образом убрать ее. Лидер группировки выдвигает версию о том, что кто-то пробрался за Выжигатель мозгов, туда, где никто не был за время существования Зоны, и частые выбросы — это защитная реакция Зоны. Однако из-за этой защитной реакции Зона дестабилизируется, что в итоге может привести к новому Большому выбросу, куда более мощному, нежели предыдущий.

Шрам согласился помочь «Чистому небу». Лебедев рассказал ему, что на днях у Сидоровича — торговца на Кордоне — какой-то сталкер интересовался странными деталями. Наёмник, поддержав спасителей в войне против ренегатов и таким образом очистив Болота, отправляется на Кордон.

Погоня за Клыком Править

На Кордоне наёмнику пришлось помочь торговцу в возврате кейса с хабаром, который был срочно нужен Сидоровичу. В награду за нахождение кейса Сидорович рассказал наёмнику о том, что у него был сталкер по прозвищу Клык. Он купил у Сидоровича ламповый усилитель. Поскольку другой техники, которую искал Клык, у Сидоровича не оказалось, торговец отправил Клыка к диггерам на Свалку. Узнав это, Шрам отправился вслед за сталкером.

На Свалке в месте, которое ему указал Сидорович, Шрам наткнулся на труп диггера. По аудиозаписи в КПК наёмник узнал, что за Клыком на восток отправился диггер-посланник. Шрам нашёл посланника, когда того загнала в угол стая слепых псов. Оказав диггеру помощь в убийстве стаи псов, наёмник узнал, что Клык ушёл в Тёмную Долину.

В Тёмной Долине из-за частых нападений неизвестных на группировку «Свобода» был объявлен карантин. Командир блокпоста подсказал Шраму, что информацию о Клыке тот может получить на базе группировки. На базе наёмника позвал к себе комендант по фамилии Щукин. Он сообщил, что с командиром группировки разговора быть не может, пока база на карантине. Однако комендант пообещал устроить этот разговор, если наёмник выполнит задание. После уничтожения облюбовавшей стоянку неподалёку пси-собаки в комендант отправил Шрама на один из блокпостов. Однако пока наёмник находился в пути, на блокпост было совершено нападение, и все находившиеся там сталкеры погибли. По записи в КПК одного из сталкеров был сделан вывод, что комендант передавал врагам всю информацию о передвижениях свободовцев. Шрам принёс КПК Чехову, главе группировки. Выяснилось, что Клык был у Чехова и также искал какую-то техническую деталь. Однако остальную информацию Чехов открыл лишь после того, как Шрам нашёл Щукина, принёс его КПК Чехову. Лидер «Свободы» рассказал Шраму о том, что продал Клыку деталь, которую тот искал, и поинтересовался, зачем Клыку эта деталь. Техник группировки сохранил частоту КПК Клыка, и по ней Шрам узнал, что Клык вернулся на Свалку.

Цель Стрелка Править

На Свалке по сигналу КПК Клыка Шрам попал в подвал. Там обнаружилась засада бандитов, которые забрали всё снаряжение, деньги и покинули подвал. Очнувшись, Шрам обнаружил КПК в подвале, и по его содержимому стало ясно — Лебедев был прав насчёт того, что кто-то пробрался через Выжигатель. В КПК была и запись о том, что группа, в составе которой был и Клык, догадалась, что об их походе к Центру Зоны узнали. Как говорилось в записи, подробный план их дальнейших действий находился в тайнике, координаты которого присутствовали в КПК. Тайник находился в подземельях НИИ «Агропром». Уничтожив бандитов, которые забрали его вещи, и вернув их себе, Шрам направился на «Агропром».

Выйдя на «Агропроме» на контакт с лидером «Долга», Шрам узнал у Крылова об одном из входов в подземелья. Оттуда постоянно лезли мутанты, терроризируя окрестности, и наёмник согласился затопить часть подземелий «Агропрома». Кроме того, только через них он мог попасть к тайнику Стрелка.

В подземельях Шрам обнаружил тайник. Из аудиозаписи КПК в тайнике стало известно, что к Центру Зоны пробрались сталкеры Стрелок, Клык и Призрак. Они готовят второй поход к Центру Зоны, что, по словам Лебедева, приведёт ко второму Сверхвыбросу, гораздо более сильному, чем первый. Стрелок направился на Янтарь к Сахарову за устройством, которое сохранит разум членов группы в целости и сохранности.

Профессор рассказал Шраму о том, что Стрелок заключил с учёными сделку, якобы желая помочь в испытании блокиратора пси-излучения. Ему выдали экспериментальный прототип, и Стрелок отправился на заводскую территорию Янтаря. Однако оттуда он не вернулся, а сигнал, получаемый учёными от блокиратора, был потерян. Сахаров, узнав намерения Шрама догнать Стрелка, рассказал ему о возможности стабилизировать уровень пси-излучения настолько, чтобы можно было находиться на территории комплекса без дополнительной защиты. Шрам узнал, что недавно группа сталкеров нашла на заводской территории какую-то техническую документацию, но вернуться не смогли, поскольку были убиты псевдособаками. Шрам отправился за документами и принёс их Сахарову. По ним профессор окончательно понял, что стабилизировать уровень пси-излучения возможно.

Погоня за Стрелком Править

По просьбе Сахарова Шрам отправился к отряду сталкеров под руководством Левши. Вместе с ними он планирует перезапуск системы охлаждения, из-за некорректной работы которой пси-излучение скачет. Отряду удаётся совершить перезапуск системы, что стабилизирует излучение. Сразу после этого Сахаров сообщает Шраму, что Стрелок находится совсем близко к наёмнику, и наёмник устремляется за Стрелком в Рыжий лес.

Там, рядом с мостом в Лиманск, Шрама встречает засада. Во время перестрелки Стрелок убегает в тоннель, подрывая его за собой. После этого со Шрамом выходит на Лебедев и сообщает, что теперь единственная возможность догнать Стрелка — пройти через Лиманск. Однако путь в город проходит через реку, мост через которую контролируется на противоположном берегу ренегатами. Шраму поручают отправиться к сталкеру по прозвищу Лесник, который может помочь с проникновением в город.

Лесник рассказал Шраму, что иногда перехватывает с Лиманского направления просьбы сталкеров о помощи, однако сигнал слишком слаб. Лесник советует наёмнику выйти на Военные Склады, на водонапорную башню в деревне кровососов, где сигнал должен быть лучше. На башне Шрам принимает сообщение наёмников, угодивших в пространственную аномалию. Передав Леснику координаты наёмников, полученные из их сообщения, Шрам узнал у него подробности об аномалии под названием «Пузырь». Лесник рассказал, как сам однажды в неё попал, однако там же нашёл артефакт, который вывел его из аномалии. Но затем Лесника ограбили ренегаты, похитив артефакт, и он попросил Шрама вернуть его. После возвращения «Компаса» Лесник сказал, что подумает над тем, как вывести наёмников из аномалии, и предложил отправиться на военную базу, где есть достаточно мощный для связи с попавшими в ловушку наёмниками радиопередатчик. Захватив передатчик, Шрам при помощи инструкций Лесника передал наёмникам инструкции по выходу из аномалии.

По прибытии Шрама мост в Лиманск уже оказался ареной боевых действий. «Чистое небо» на одном берегу сражается с ренегатами, закрепившимися на другом. При помощи Шрама группа Лешего, выбравшаяся из «Пузыря» в районе моста, опустила пандус, что открыло путь в город.

Передовая группа «Чистого неба» вместе со Шрамом отправилась через Лиманск. Пробиваясь через заслоны «Монолита» и военных, группам удалось расчистить путь основному отряду. Далее на пути располагался заброшенный госпиталь, где также оказали сопротивление монолитовцы. Кроме того, в разгар боя в перестрелку вмешался военный вертолёт, впоследствии сбитый Шрамом. Пробившись через госпиталь, наёмник попадает на ЧАЭС, где встречается с Лебедевым.

Окончание Править

На ЧАЭС боец группировки Петренко засекает частоту Стрелка, находящегося уже совсем рядом. Однако вокруг сталкера обнаружилось защитное пси-поле, излучаемое устройством Сахарова. Шрама вооружают электромагнитной пушкой, способной вывести из строя защитное поле Стрелка — тогда сталкер не выдержит излучения и погибнет.

Однако после уничтожения поля приборы сталкеров внезапно начинают зашкаливать, и случается выброс. В финальном ролике множетсво сталкеров, в том числе Стрелок, показаны безвольно лежащими в помещении перед мониторами, проводящими кодирование.

Локации Править

Существующие Править

Болота
Здесь начинается действие игры. Самая большая из локаций. После сильнейшего выброса Зона открыла пути на Болота — легендарную территорию и родной дом группировки «Чистое небо». Вместе с этим грязевые топи являют собой место скопления радиации, аномалий, мутантов и беспредельщиков, именуемых ренегатами.
Кордон
На территории Кордона постоянные стычки военных и сталкеров. В заброшенной деревне лагерь новичков. Главный там Волк. Рядом в бункере живёт торговец Сидорович. У железнодорожного моста находится база сталкеров. На равнинах обитают слепые псы, стада плотей и кабанов. Порой случаются набеги бандитов со Свалки. Иногда встречаются недорогие артефакты.
Свалка
Завалена радиоактивным мусором. Территория под контролем бандитов. Огромное техническое кладбище: сюда ещё после первой аварии свезли горы радиоактивного хлама. Являясь местом пересечения многих дорог, Свалка представляет огромный интерес у большинства группировок, включая бандитов, которые организовали своё логово прямо на территории бывшего железнодорожного депо. Их попытки контролировать территорию часто приводят к вооружённым стычкам, нередко перерастающим в настоящие войны. На севере и востоке находятся владения «Свободы», на западе — «Долга», а на юге и на Барахолке — одиночек.
НИИ «Агропром»
Территория бывшего института. В самом институте находится база группировки «Долг». На территории фабрики располагаются сталкеры. На западе расположено маленькое озеро. На локации большое количество мутантов, появившихся из подземелий «Агропрома». Можно найти достаточно редкие артефакты.
Подземелье НИИ «Агропром»
Большой лабиринт под землёй. Там находится тайник Стрелка. Внутри подземелья находится лагерь бандитов (позже — сталкеров группировки «Долг»). Из монстров — снорки, контролёр, тушканы и огненные полтергейсты.
Тёмная Долина
Аномалий мало. В заброшенных зданиях в Долине расположена база группировки «Свобода». На локации находятся также и наёмники, выполняющие заказ на уничтожение группировки «анархистов». Мутантов почти нет.
Янтарь
По всей долине бродят зомбированные. Главная «достопримечательность» Янтаря — установка пси-излучения на территории заброшенного завода «Янтарь». Рядом находится пересохшее озеро Янтарь, на дне которого находится лаборатория учёных под охраной группы сталкеров.
Рыжий лес
Огромный лес, наполненный аномалиями и радиоактивными участками. В середине леса есть аномалия «Симбионт». На окраине леса обитает Лесник. Мутанты: пси-собаки, псевдогигант, кровососы, в большом количестве — снорки.
Военные Склады
Здесь находится база военных. Здесь же есть небольшая деревенька, в которой живёт много кровососов. На востоке располагается небольшое радиоактивное болотце, с одной стороны окружённое минным полем. Проход к Выжигателю мозгов охраняется блокпостом «Монолита». Аномалий немного, но есть возможность найти в них редкие артефакты.
Лиманск
Заброшенный город, открытый Большим выбросом. В городе идут уличные бои между различными группировками. А воевать тут было за что — ведь это вторая дорога к Центру Зоны, причём более безопасная, чем путь через Выжигатель мозгов. В боях за контроль над Лиманском сошлись несколько группировок: «Долг», «Свобода», бандиты и военные. «Монолиту» пришлось сдерживать поток всех группировок. Если расспросить Лесника о городе, он скажет, что город ещё до появления Зоны был зловещим. Его жители превозносили советскую власть. И на всех неместных косились, построили гигантскую антенну (в реальности существует прообраз этой установки — Загоризонтная РЛС «Дуга»). Если все это осмыслить, то можно сделать вывод, что, предположительно, людей зомбировали.
Заброшенный госпиталь
Загадочная локация, не отмеченная на карте; контролируется членами группировки «Монолит». Монстров нет. Присутствуют снайпер, пара станковых пулеметов, занятые боевиками «Монолита», мины и военный вертолет, враждебно настроенный не только к главному герою, но и к членам группировки «Монолит».
ЧАЭС
Заключительная локация, где Шрам гонится за Стрелком. Бывшая атомная станция, о которой хоть раз слышал каждый. Это самое сердце Зоны. Если верить легенде, где-то здесь находится мифический Исполнитель желаний, способный выполнить любое желание сталкера, добравшегося до него.

Вырезанные Править

Подземелья Припяти
Долгое время планировались разработчиками. После прохождения Госпиталя наёмник Шрам в составе передовой группы «Чистого неба» должен был проложить дорогу основной группе через подземелья (в Лиманске и госпитале глава группировки «Чистое небо» Лебедев сообщает об этом главному герою). Другой вход в них находится около Лиманского заповедника на локации «Рыжий лес», но при приближении к нему Стрелок взрывает тоннель. Локация по ходу разработки меняла свое наполнение. Так, сначала предполагалось показать новых мутантов, появившихся в результате того, что персонал, работавший в подземельях на момент второго взрыва ЧАЭС, попал под воздействие Ноосферы и превратился в различных мутантов, например, военные превратились в неких морлоков. Затем локацию подогнали под более поздний концепт Чистого Неба, где предполагалось прохождение весьма протяженной локации с отстрелом многочисленных отрядов сталкеров группировки «Монолит». На причины исключения данной локации из приквела повлияли следующие моменты: сжатые сроки разработки игры, из-за чего разработчики просто-напросто не успели реализовать локацию в полной мере; локацию исключили в угоду Лиманску и Госпиталю, которые и так имели максимально линейный срежиссированный шутерный геймплей, и на их фоне подземелья Припяти можно было считать переизбытком такого геймплея для игрока. Данная локация сохранилась в виде наработок с главным залом, с которого был снят официальный скриншот, концепт-артами локации и обширным описанием в дизайн-документе. Впоследствии локация в переработанном виде появилась в S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти.
Генераторы
Локацию планировали внести ещё в ТЧ, но, как и многие другие, она не попала в финальную версию игры, а была переработана и перенесена на локацию ЧАЭС-2. В Чистом Небе её хотели вернуть, но в качестве интерактивного интро на движке игры вместо CGI-ролика. По замыслу разработчиков имела одну большую борозду (напоминающая аномалию «Загребущие руки» или «Коготь») с небольшим шарообразным объектом в конце. На протяжении подхода к объекту игроку в составе отряда «Дельта» предлагалось уничтожить группу снорков, прыгающих на отряд сверху. Далее, после уничтожения мутантов, следовал Сверхвыброс, и на этом заканчивалось вступление. Сохранились наработки с первыми локациями: Госпиталь, Подземелья Припяти (Путепровод-1 или Катакомбы-2) и Генераторы, где и можно было увидеть черновой вариант этой сцены. По неизвестным причинам разработчики в окончательной версии сценария решили остановиться на первоначальной задумке.
Мост через реку Припять
Локация, представляющая собой повреждённый железнодорожный мост через реку Припять. Данная локация была одним из кратчайших путей к НИИ «Агропром», располагалась западнее локации НИИ «Агропромом». Известно, что на ней должны были располагаться причалы, затонувшие баржи с лагерем бандитов и разложенными досками между опорами моста над водой, по которым игрок должен был перейти на противоположный берег и войти в подземелья «Агропрома» с целью поиска тайника группы Стрелка. Локация так и не была реализована, остались концепт-арты и описание в дизайн-документе. От локации отказались на очень ранней стадии разработки игры.
Остров Картографа
Очень маленькая сюжетная локация, на которой игрок должен был встретить Картографа, персонажа, не вошедшего в игру. Сохранилось описание, концепт-арты и наброски этой локации:
« Это небольшой холм-остров, окружённый водой и густым туманом. На нём игрок увидит маленькую деревянную церковь, несколько силуэтов деревьев и небольшой деревянный мост прямо перед ним, идущий через заросли камыша. На куполе церкви установлена самодельная радиоантенна, похожая на ТВ-антенну для дециметровых волн. Картограф живёт внутри самой церкви, он удивительный человек. Он — сталкер, который «чувствует» тропинки в Зоне, и может свободно входить и выходить из «пространственных пузырей». Жилище Картографа — одно из самых странных мест в Зоне. Никто не знает пути к нему. Из его окон вы можете увидеть разные места. »
— {{{автор}}}
— {{{2}}}
— {{{автормал}}}

После того, как из игры решили убрать данного персонажа, необходимость в этой локации отпала, а роль в сюжете перешла Леснику.

Особенности и нововведения Править

Солнечные лучи

Новая технология X-ray 1.5 — объёмные солнечные лучи

  • Предыстория ТЧ. Новый сюжет.
  • Знакомый и близкий мир постсоветского пространства.
  • Реальные объекты Чернобыльской зоны отчуждения.
  • Атмосфера мистической таинственности и постоянной опасности.
  • Улучшенный движок X-Ray 1.5, использующий технологии DirectX 10 (объёмный свет и дым, динамическое намокание поверхности и другое).
  • Ряд новых уникальных персонажей.
  • Появились две новые группировки: «Чистое небо» и ренегаты.
  • Расширенная система побочных квестов.
  • Новый интерфейс игрока. Описание предмета теперь появляется при наведении курсора на предмет, вместо того чтобы выводиться на отдельное окно в инвентаре.
  • Возможность примкнуть к одной из существующих сталкерских группировок, влияние действий игрока на расстановку сил в Зоне (см. война группировок).
  • Резкое изменение навигационного меню в КПК протагониста.
    • Раздел «Карта». Встроенный в КПК детектор жизненных форм позволяет отображать на карте позиции отрядов какой-либо группировки. Развита система отслеживания квестов при помощи карты.
    • Раздел «Война группировок». Позволяет отслеживать текущую цель, список задач и этапы их выполнения, силы вражеской и дружеской группировки (количество отрядов и ресурсов).
    • Раздел «Статистика». Добавлена обобщённая статистика о времени игры, количества найденных тайников, убитых сталкеров и мутантов, сколько получено и потрачено денег, полученных, выполненных и проваленных заданий. Добавлено отображение текущего отношения к игроку той или иной группировки и количества её членов.
    • Убран раздел «Энциклопедия».
  • Влияние поступков игрока на отношение группировок к нему.
  • Быстрое перемещение по Зоне при помощи проводников.
  • Новые принципы поиска и использования артефактов.
    • Артефакты теперь стали невидимыми, и для их обнаружения используется новый предмет — детектор нахождения аномальных образований.
    • Для помещения артефакта в слот необходимо надеть броню, в котором предусмотрена функция ношения на поясе артефактов.
  • Добавлено оружие, вырезанное или получаемое путём изменения конфигураций из предыдущей части серии: ХПСС-1м, охотничье ружьё, РП-74.
  • Добавлены новые локации: Болота, Рыжий лес, Лиманск и Заброшенный госпиталь.
  • Новые анимации у NPC: бросок гранаты, использование укрытий и детекторов, анимации смерти при попадании свинцом.
  • Новые виды аномалий и артефактов.
  • Добавлена развитая система апгрейдов оружия и брони.
  • Развитая инфраструктура баз группировок (наличие торговца, бармена, техника, заведующие мини-играми и др.).
  • Добавлен случайный выброс, начинающийся при переходе на другую локацию вне сюжета.
  • Система погодных эффектов, динамическая смена дня и ночи.
  • Фотореалистичная графика, помогающая глубже погрузиться в атмосферу игры.
  • Реальная физика полета пули, большой арсенал реальных прототипов оружия.
  • Четыре режима сетевой игры по локальной сети и Интернет, до 32 человек в игре.

Интересные факты Править

  • События в S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо разворачиваются раньше, чем в S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля.
  • Деньги в ЧН тратятся быстрее и толковее, чем в ТЧ.
  • Здоровье игрока в новой игре стало медленно восстанавливаться, но зато кровотечение стало более грозным фактором, так как само по себе полностью не проходит (может быть остановлено только бинтом, специализированной аптечкой или соответствующим артефактом).
  • На смену статическим трекам пришла динамическая музыка. Во время нарастания напряжения во внутриигровых событиях (например, перестрелке) музыка переходит от мелодичной к напряжённой.
  • Полностью переработаны концепты КПК. Теперь в нём можно найти всю информацию о войне группировок, на карте отображаются места вероятного присутствия противника (в том числе и мутантов) и так далее. Также теперь в нём нет разделов «Энциклопедия», «Местный фольклор», «Ранги» и «Данные».
  • Теперь некоторые персонажи за отдельную плату могут давать наводки на тайники.
  • Теперь главный герой может улучшать оружие и броню у механиков, которые присутствуют на базе каждой группировки (за исключением тех, которые не отмечаются на КПК в разделе «Война группировок»). Следует заметить, что без апгрейдов оружие имеет такие низкие характеристики, что абсолютно не годится для боя. К тому же, апгрейды требуются даже для появления стандартных для данного оружия функций, например возможности крепления подствольника на АКМ-74/2.
  • Оружие и броню можно ремонтировать у механиков и у некоторых других персонажей (Лесник в Рыжем лесу, командиры отрядов «Чистого неба» в Лиманске и Госпитале) за определённую цену (в зависимости от степени повреждения, цены оружия и брони).
  • На всех локациях (кроме Лиманска, Госпиталя и ЧАЭС) размещены по нескольку проводников — персонажей, способных за определённую плату (в зависимости от расстояния) мгновенно сопроводить игрока в определённое место. Доступность сопровождения в эти места зависит, во-первых, от того, заняты ли они враждующими для группировки, которой принадлежит проводник, субъектами, и во-вторых, от того, побывал ли раньше в этом месте главный персонаж.
  • Если на уровне сложности «Новичок» надеть по два артефакта «Пузырь» и «Светляк», то ГГ, фактически, становится бессмертным.
    • Тем не менее, S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо считается самой сложной частью серии при игре на «Мастере».
  • Андрей Левицкий заявил, что в игре есть тайная комната на ЧАЭС; в ней лежит то, что никто не видел. В алтаре на вырезанной локации «Остров Картографа» было окно, через которое открывался вид на секретную комнату в ЧАЭС. Так как локация была вырезана из релиза, то и, соответственно, путь в ту комнату исчез, однако сама комната осталась в файлах игры.
  • В ЧН NPC очень живучие: чтобы убить бандита, надо всадить в него весь магазин пистолета либо пустить пулю в голову. Однако в этой части прицеливание у пистолетов реализовано плохо, что делает прохождение даже на низком уровне сложности довольно затруднительным.
  • В 2009 году российская рэп-группа «Русские Mc'z» выпускает альбом «Чистое небо» с одноимённым треком. Трек явно был записан по мотивам серии S.T.A.L.K.E.R.. Также в треке используются цитаты и отрывки из игры.

См. также Править

Галерея Править

Скриншоты Править

Видео Править